Какая из написанных тобой историй запомнилась тебе самому и почему? Или, возможно, ты предполагал, какая из коротких историй особенно понравится твоей аудитории?
Мы говорим о книге «Потусторонний город», верно? Из всех историй мне особенно близки две. Первая — «Кошмарные сны старого дома». Она основана на темах, которые меня глубоко интересовали, включая блокаду Ленинграда. Я читал дневники и встречался с людьми, пережившими блокаду, когда работал журналистом. Одна из историй — о женщине, лежавшей под лестницей, — это реальный рассказ, услышанный мной лично.
Вторая — «Одинокие». Я писал её ночью, и некоторые моменты заставляли меня вздрагивать от собственных мыслей. Эти два рассказа особенно запомнились мне благодаря их эмоциональной глубине и личным впечатлениям от работы над ними.
Интересно узнать: планируешь ли ты писать продолжение какому-нибудь из рассказов или, возможно, расширять историю одного из героев, добавляя больше подробностей и красок?
Да, я хотел бы вернуться к гунзам — они кажутся мне загадочными и интересными. Также есть рассказ «Король птиц», который изначально заканчивался на полпути: мама главной героини возвращалась из больницы, а сама героиня продолжала терпеть унижения. Но потом я решил не оставлять её так — пожалел и дописал историю, чтобы у неё был более светлый финал.
Иногда я возвращаюсь к своим историям, героям или монстрам, чтобы что-то доработать. Это происходит постепенно, иногда спустя много времени. Например, первая книга «Плюшевая глава» началась с небольшого рассказа, который со временем разросся до целой книги, а теперь выходит даже продолжение. Возможно, я раскрою подробнее и других персонажей, например, из «Чердачной чертовки». Посмотрим, что ещё можно добавить.
Петербург, который вы описываете, — это реальный город или полностью созданный вами мир? Может быть, это альтернативный Петербург, где происходят мистические события? И есть ли вероятность, что в будущем эти события будут пересекаться между собой?
Я часто пишу о параллельных мирах, но в этой книге Петербург — реальный город, один из моих любимых. Хотя я иногда придумываю города, как Сенерецк или Сухановск, но здесь описан именно настоящий Петербург. Он притягивает меня своей мистической атмосферой, и эта книга — отражение моих впечатлений о нём, которые сами собой сложились в истории.
Были ли у вас какие-то реальные прототипы или наглядные примеры для персонажей? Например, Вий напомнил мне, да и не только мне, известного блогера Диму Масленникова.
Честно говоря, этот блогер действительно вдохновил меня на создание истории. Мне рассказали о нём — он известен своими страшилками Насферату. Мне предложили идею сделать главного героя блогером, который исследует аномальные места. Я посмотрел несколько его видео, и оттуда родилась эта история.
Райбер — это ваша фамилия или это псевдоним?
Это псевдоним, который я придумал очень давно. В 16 лет я работал токарем — вытачивал на станке цилиндрические детали для автомобилей. У меня был инструмент под названием «райбер». Мне тогда показалось, что это слово звучит круто, и я решил взять его как псевдоним.
Скажите, адреса из книги реальные или они вымышлены?
Улицы и места в книге настоящие, но некоторые детали изменены. Например, в случае с «перевёртышем», я специально нашёл на картах номер дома, которого не существует, и описал его. Многие локации я посещал лично, включая Дом книги в Санкт-Петербурге. Туда я зашел во время марафона «Белые ночи» — пробежал 42 километра, а до и после просто гулял по городу, читал книги в кафе. В Доме книги ко мне подошел консультант, спросил, нужна ли помощь. Я ответил, что просто люблю находиться среди книг, и он улыбнулся: «Я вас понимаю».
Что касается других мест, таких как дом с «лихо» или «дом с чердачной чертовки», то первый — он обнесен металлическим забором, а второй уже снесен. Но все эти адреса основаны на реальных локациях, которые я исследовал лично.
Кто или что представляет собой твой полный тезка в произведении? Какое он существо?
Это сложный вопрос. Однажды таксист сказал мне: «Твои истории уже существуют в каком-то пространстве, а ты просто подключаешься к нему и пересказываешь их миру. Подумай, зачем ты это делаешь». Я не уверен, что полностью верю в эту идею, но она мне близка. Мне кажется, я черпаю истории из другой реальности и лишь записываю их. Они возникают сначала как идея, а затем обретают форму.
Кроме того, иногда написанное случайно сбывается — странные совпадения случаются у многих авторов. Пожалуй, я представляю себя инженером своей реальности, создателем вселенной, где происходят мои истории. Возможно, мой полный тезка в произведении — это существо, которое тоже способно манипулировать реальностью и творить истории, которые оживают.
Используешь ли ты какие-то правила или рекомендации при написании книг, или пишешь, полагаясь только на интуицию? И можешь ли ты дать пару советов начинающим авторам, которые хотят писать ужасы?
Часто читатели предлагают мне интересные идеи, и я стараюсь поддерживать с ними связь. Иногда их вопросы помогают улучшить или дополнить книгу — например, в подарочной версии моего первого романа я добавил новые главы, чтобы ответить на оставшиеся вопросы. Поэтому я прислушиваюсь к советам и не игнорирую идеи.
Мой главный совет начинающим писателям: пишите тот рассказ, который хотели бы прочитать сами. Я вспоминаю свои подростковые годы, когда книги Роберта Стайна казались слишком детскими, а произведения Стивена Кинга — чересчур тяжелыми. Я стараюсь заполнить этот пробел и создаю истории для своего тринадцатилетнего «я» — с драмой, но без излишней мрачности.
Главное — писать до тех пор, пока история не станет вам по-настоящему интересна. И не забывайте читать. Пишите то, что близко именно вам.
Были ли у монстров альфа-версии или начальные варианты? Если да, расскажи о них. Возможно, какие-то монстры так и не попали в финальную версию книги? Или, может быть, их внешний вид или характеристики сильно изменились по сравнению с первоначальной задумкой?
Бывает, что монстры трансформируются или дополняются, особенно при написании продолжений. Например, книга «Плачущий монстр» выросла из рассказа о плакальщике — существе, которое постепенно обрело человеческие черты и чувства. Некоторые монстры пока не вошли в изданные книги, но они остаются в планах — у нас с издательством много идей.
Я создаю монстров, олицетворяя страхи. Например, страх темноты стал основой для героини Цапки, которая живёт в темноте и не переносит свет. Так я превращаю абстрактные страхи в живых персонажей.
Можешь составить личный рейтинг своих книг и назвать пятерку самых любимых монстров, которые тебе ближе всего по духу?
Составить рейтинг своих книг для меня практически невозможно — все они важны и дороги мне, как дети. Каждая книга уникальна по-своему, и выбирать между ними — всё равно что выделять любимого ребёнка. Даже когда я пытался определить, какая из выпущенных в издательстве «Эксмо» книг мне ближе всего, ответить на этот вопрос так и не смог. Все они равнозначно значимы, и каждая отражает часть моего творческого пути.
А вот среди монстров есть те, к кому я испытываю особую симпатию или интерес. На первом месте стоит инженер реальности — один из самых загадочных персонажей, которых я создал. Это существо, способное менять реальность по своему желанию, и его истинная природа остается для меня вызовом. Я хотел бы написать о нём больше историй, чтобы разгадать его потенциал, но пока это сложная задача.
На втором месте — Цапка, монстр, который пугает даже меня самого. Её образ настолько живой, что иногда я ловлю себя на мысли, как она может появиться в темноте. Этот персонаж символизирует страх перед неизвестным и действительно заставляет вздрогнуть.
Третий в моём списке — мальчик с плюшевой головой медведя из первой книги. Его история остаётся одной из самых запоминающихся для меня, ведь она сочетает в себе тревожность и детскую непосредственность.
Четвертым назову Короля птиц — персонажа, который завораживает своей сложностью и многогранностью. В нём есть что-то мрачное и в то же время притягательное, и я очень люблю эту историю.
Если говорить о книге «Кошка», то из неё тоже можно выделить несколько ярких героев, которые оставили след в моей душе. Возможно, именно они займут последние места в этой пятёрке.
Сталкивался ли ты с какой-либо мистикой в реальной жизни?
Я скептик, но в жизни бывали загадочные моменты. Один из них — из детства. Мама привезла нас троих к бабушке и уложила спать на одной кровати. Ночью я проснулся от странного чувства, свесил ноги с кровати и увидел на полу лебедей — мертвых птиц с раскинутыми крыльями. Я перешагнул через них и пошёл искать маму. Позже выяснилось, что старшая сестра тоже видела этих лебедей. Мы до сих пор не можем объяснить этот случай.
Другая история произошла в подростковом возрасте. Мы с другом шли вечером мимо липовой аллеи. В какой-то момент я заметил, как сбоку к нам приближается тёмный силуэт — человек, машущий руками. Когда он подошёл ближе, я слегка отступил, чтобы избежать столкновения, но тут силуэт резко сдвинулся и, казалось, прошёл сквозь меня. Друг спросил, что случилось, но вокруг никого не было. Похоже, я увидел призрака.
Происходят ли события ваших книг в одном мире? Если да, могут ли монстры из разных книг встретиться или даже взаимодействовать между собой? Возможно, кто-то из них дружит или сотрудничает? И есть ли среди них тот, кто создал Потусторонний город, например, Вершитель из книги «Плачущий монстр»?
Монстры из «Потустороннего города» не созданы Вершителем — это персонаж из книги «Плачущий монстр», который превращает людей в монстров, используя их как глину. Однако он, вероятно, не единственный, кто обладает такими способностями.
Что касается встречи монстров из разных книг, то такое уже происходит. Например, в книге «Кошачья маска», которая выйдет в мае, пересекаются персонажи из «Летнего лагеря» и «Плюшевые головы». Также я хотел бы объединить монстров-насекомых, таких как Мохнатая Лапа, Старуха-паук, Моль и Человек-Личинка, и рассказать о их мире и происхождении. Пока эта идея ещё не воплощена, но я надеюсь написать об этом в будущем.
Как возникла идея создания истории про лагерь? Как создавались герои и их архетипы, есть ли у них реальные прототипы? И второй вопрос: почему главный монстр носит маску зайца? Откуда появилась эта идея? Можно ли ожидать этого или подобного персонажа в других книгах или рассказах?
Идея создания книги про летний лагерь принадлежит не только мне, но и многим людям, которые вдохновили меня на этот шаг. Один из моих редакторов как-то высказал мысль, что было бы интересно написать историю со страшилками у костра, которые так атмосферно рассказывают именно в лагерной обстановке. У меня самого были подобные мысли, ведь я вырос, отдыхая в таких лагерях, и прекрасно помню эту особую атмосферу.
Ключевым толчком стала девушка, которая поделилась своими воспоминаниями о лагерях. Она рассказала о людях, с которыми встречалась, и их истории стали основой для некоторых персонажей. Например, Егор и маленькая восьмилетняя девочка, случайно попавшая в старший отряд, — это реальные люди из её детства. Я также вспоминал своих знакомых по лагерям и описывал их характеры, хотя имена, конечно, изменил. Возможно, кто-то из них когда-нибудь узнает себя в этих героях.
Окончательное решение написать книгу пришло, когда я решил взглянуть, как сейчас выглядят те самые лагеря, где я проводил детство. К моему удивлению, большинство из них оказались заброшенными: корпуса разрушаются, территория пустует. Это вызвало во мне смешанные чувства — грусть и ностальгию, но также стало мощным стимулом для создания книги.
Что касается загадочного персонажа в «Маске зайца», то пока читателям известно о нем не так много. Однако его история продолжится во второй книге, которая, вероятно, будет называться «Заброшенный лагерь». Там этот персонаж раскроется более подробно, и вы узнаете много нового о его мотивах, происхождении и роли в истории.