Встречи с авторами Подбор подарка
22 апреля, 2025

Страх как искусство: почему мы любим хоррор?

Паблик-ток с Владом Райбером
Страх как искусство: почему мы любим хоррор?

Скажите, пожалуйста, с чего началось для вас знакомство с жанром хоррор? Какое произведение являлось некой точкой невозврата, после чего вы поняли, что теперь будете заниматься только этим всегда?

Для меня, наверное, это началось еще с детства, с самых коротких страшилок, я еще тогда и читать не умел. Мне страшные истории рассказывала сестра, пугала меня ими. Она однажды вернулась из летнего лагеря и начала рассказывать страшные истории. Я помню самую страшную, как мне показалось, про гроб на колесиках.

Постепенно нагнеталась атмосфера жути, гроб на колесиках, ищет твой подъезд, нашел его, теперь ищет твою квартиру. Меня сестра настолько напугала, что я не спал всю ночь; и зарекся целью отомстить. И стал придумывать свои страшные истории, подходил к ней, рассказывал, она говорила, вообще не страшно. Ну и этим я занимаюсь до сих пор.

Ваши истории «Плачущий монстр», «Летний лагерь» и новинка «Потусторонний город» завораживают жуткой атмосферой. Как вы добиваетесь таких приемов?

Чтобы написать по-настоящему страшную книгу или страшный рассказ нужно сделать особый ритуал. Я перед тем как сажусь писать я всюду включаю яркий свет и расслабляющую музыку, завариваю себе чай, а рядом кладу какую-нибудь мягкую игрушку, иногда это сквиш. В тот момент, когда я максимально расслабляюсь, мне приходят самые страшные мысли, вот так я добиваюсь напряжения.

У вас есть любимый персонаж, которого вы сами придумали? Тот, кто вам больше всего симпатизирует?

Сложно выбирать на самом деле из своих персонажей, потому что все монстры мне как дети. Не знаю, кто из них самый любимый, но могу рассказать про тех, которые дались мне сложнее всего. Это Гунзы. Это слово придумал, кстати, не я. Его придумали дети из детского сада, куда ходила моя племянница. Там верили, что в тёмном чулане живут гунзики.

И я сам себе задавал вопросы, кто они такие, как они выглядят. И задавая себе эти вопросы, моё воображение по-разному на это реагировало. И вот так я создал этих чудовищ.

Мне кажется, что когда автор пишет хорроры, он прорабатывает свои собственные страхи. У вас страх темноты, заброшки, разные подвалы, бабайки и странные города с тайными организациями. Скажите, пожалуйста, какие страхи Вы до сих пор не описали в своих книгах?

На самом деле есть такое мнение. Вы сказали, что авторы прорабатывают свои страхи? Я думаю, что это правда так, потому что я очень пугливый человек, и меня пугает буквально всё. С помощью своих историй я прорабатываю эти страхи. А может быть наоборот, у меня так нервы расшатаны, из-за того, что я так много пишу ужасов.

Замкнутый круг. Какие страхи я еще не описал? Ну, пожалуй, страх глубин, страх высоты. Я собрал в себе все фобии, наверное. Нужно будет записать. Страх глубины, темный, глубокий океан, страх высоты, страх застрять в лифте. Потому что когда-то в лифте я застревал в детстве, это тоже было очень трудно.

Какие у Вас были ощущения, когда ЭКСМО предложили Вам сотрудничество и выпуск Ваших книг, и когда вышла первая книга как раз?

Я не поверил, что это дело дойдет до конца. У меня однажды было такое, что я уже подписал контракт на то, что моя история войдет в книгу из двух историй, и внезапно серию книг закрыли. И когда мне снова сделали такое предложение, я думал, что пока я не увижу эту книгу и не возьму ее в руки, я не поверю, что это случится.

И все шло хорошо, я волновался, но не верил до последнего. И вот настал тот момент, когда я пришел в магазин, увидел свою книгу, сам ее купил. Мне вообще издательство выдает по 10 экземпляров, но я не мог дождаться просто, мне хотелось поскорее подержать свою книгу в руках, это что-то невероятное.

Есть ли у вас писатели хорроров, авторы книг, которые вам нравятся? Чьими книгами вы восхищаетесь?

Ну, если говорить топ-3, я бы, наверное, включил в него Роберта Стайна из уважения, потому что это связано с моим детством. Я люблю его книги, до сих пор иногда перечитываю. Пусть они подростковые, пустяковые, но многие я люблю. Еще из классиков это Эдгар Алленом По, обожаю его. И Ремезов, российский автор, тоже из классиков. Я бы еще включил все-таки Стивена Кинга, потому что без него никуда.

У Вас бывали такие случаи, когда Вы какие-то заготовки или недописанные истории вспоминали, возвращались к ним через года и дописывали?

На самом деле не было, потому что историю я пишу не за один присест, а пока у меня есть силы. Например, сегодня сел писать, силы закончились, продолжу завтра. Обычно у меня три дня на историю, если она небольшая, пишу, выбиваюсь из сил, ложусь спать, просыпаюсь и продолжаю.

Были ли у меня когда-нибудь недописанные истории? Ну, были на самом деле, но я к ним не вернулся. Я стараюсь писать сразу от начала и до конца, но это как глина. Не будешь работать, она застынет.

А вы можете рассказать, что вас в жизни вдохновляет?

Я писал книгу о убийцах, и изучил много материалов, полицейских в том числе. Читал об известных серийных убийцах, вдохновлялся и литературой. Вдохновение это очень необычная штука. Не обязательно намеренно себя вдохновлять. Можно пройти не по той улице, увидеть какую-то деталь, слышать слово от ребёнка, в том числе какую-то фразу, которая может до глубины души напугать. И вот так работает вдохновение. Это не какая-то вещь, вдохновение можно вызвать на самом деле намеренно, но чаще всего оно хаотично.

Почему для книги «Потусторонний город» Вы подобрали именно Санкт-Петербург как основное место действия?

Потому что это один из моих любимых городов, несмотря на то, что здесь часто плохая погода. Я считаю, что это один из самых мистических городов по атмосфере. И еще я изучал самые страшные страницы истории этого города. В какой-то момент я заинтересовался блокадными дневниками. И когда я вдохновлялся этими страницами истории, мне даже не пришлось особо стараться, чтобы нагнетать атмосферу ужаса. Потому что это само по себе очень-очень страшно, и мне оставалось только чуть-чуть приправить мистикой.

Есть ли какие-то ещё литературные жанры, кроме ужасов и мистики, которые вам нравятся?

Я люблю фантастику. Фантастику 20-го века особенно. Это Курт Воннегут. И, может быть, вы слышали «Бойню номер пять», «Колыбель для кошки». Ну, отчасти это фантастика. И еще я люблю Братьев Стругацких «Пикник на обочине», «Град обреченный» — одна из моих любимых книг.

Еще люблю детективы, причем японские детективы. Был такой японский писатель Эдогава Рампо. В принципе, люблю японскую литературу. Один из моих любимых писателей — это Кобо Абе, он написал роман «Человек-ящик», «Чужое лицо», «Женщина в песках» — это мои любимые книги.

Оформление в книге просто прекрасное, заметки на полях, подчеркивания. Как вообще пришла идея именно такого визуала?

Здесь я не буду все приписывать себе, это на самом деле заслуга команды издательства. Помимо меня работают еще редакторы, корректоры, и они тоже активно думают как бы сделать книгу интереснее и лучше. Это их идея, которая выстрелила в первой книге. И поэтому мы продолжаем традицию, стараемся что-то, что не понравилось убрать, что-то, что понравилось добавить.

Вы говорили, что вдохновлялись фильмами для написания своих произведений. Можете привести пример какой-нибудь?

Тут дело, наверное, не в том, что я вдохновился фильмом. Скорее, фильм мог задать мне нужное настроение для творчества. Есть такой фильм «Оно следует за тобой». Это один из моих любимых фильмов ужасов. Я про него тоже себе отдельный абзац написал. У меня каких-то мотивов, наверное, в историях нет похожих на этот фильм, но он задавал мне нужное настроение для творчества.

Книги по теме
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 82330 книг
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 82330 книг

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации