Для библиотек разработают единый фирменный стиль, библиотеки открыли летние веранды, в библиотеках можно спастись от жары, оставить комнатные растения на время отпуска... — эти тихие и, казалось бы, консервативные культурные учреждения в последнее время порождают одну интригующую новость за другой.
Год назад началась реорганизация московских библиотек, в результате которой к ним возвращается утерянное было внимание горожан. О нынешнем положении дел в библиотеках рассказал Борис Куприянов.
Известный издатель, один из создателей книжного магазина «Фаланстер», заместитель Московского городского библиотечного центра побывал в гостях у «Вечерней Москвы» на круглом столе «Библиотеки нового формата». Он рассказал, с чего начиналась реформа библиотечной сети, и какие результаты можно уже наблюдать.
— Мы начали с очень простых вещей: организовали интересное пространство и удлинили время работы, и это сразу привлекло внимание москвичей.
Реорганизация столичных библиотек началась летом 2013 года по инициативе Департамента культуры Москвы, непосредственным ее исполнителем стал Московский городской библиотечный центр. Первой «ласточкой» реформы московской библиотечной системы была старейшая в городе Библиотека имени Ф. М. Достоевского на Чистопрудном бульваре, а читальный зал превратился в одну большую комфортную «гостиную». Режим работы приближен к тому времени, когда занятый москвич реально может посетить библиотеку — с 11.00 до 22.00. Затем похожей реформе подверглись библиотеки № 130 на улице Перерва и библиотека имени 1-го мая на Ленинском проспекте.
Во многих странах библиотека рассматривается как третье место «по умолчанию» после работы и дома — там можно просто отдохнуть в тишине, поработать на своем компьютере. Благодаря компьютеризации библиотеки по сути превращаются в медиа-центры.
— Я отношусь к созданию медиацентров на базе библиотек как к прекрасной возможности сделать комплексный ремонт в их помещениях, — рассказывает Борис Куприянов. — Их можно превратить в прекрасно оснащенные и наполненные современной техникой пространства, ведь, к сожалению, техническое обеспечение библиотек многие годы осуществлялось по остаточному принципу, как и в принципе финансирование культуры.
Что касается «интересного пространства», о котором говорит Борис Куприянов, то работа над ним не ограничилась ремонтом библиотечных залов и созданием современных уютных интерьеров. Библиотеки начали приводить «к единому знаменателю»: для них разрабатывают фирменный стиль, который объединит библиотеки в цельную систему культурных учреждений. Стиль подразумевает единую шрифтовую графику, элементы навигации и внутреннего оформления — оно будет выдержано в черно-белой палитре, а символом обновленной библиотеки станет книжная закладка. Даже библиотекарей оденут в униформу!
— Мы не ожидали, что так много людей пойдет в библиотеку, что можно привлечь их фактически только архитектурным изменениями, — рассказывает Борис Куприянов. — Также очень важно, что люди стали приходить туда не только для того, чтобы взять книгу, но и чтобы посетить мастер-класс, лекцию — например, бесплатную юридическую консультацию. Но при всем этом стремительном осовременивании библиотеки мы не боимся, что она утратит свою традиционную суть. Электронная книга никогда не победит бумажную — об этом говорит и наша, но и западная статистика. В США, где наибольшая в мире популярность электронных книг, они занимают лишь 30% рынка. Если человеку нравится прочитанная в электронном виде книга, он нередко покупает ее бумажный вариант — или идет за ним в библиотеку.
В Москве порядка 450 библиотек, для реформы их всех потребуется несколько лет. На ближайшей очереди к реконструкции — Центральная библиотека имени Лермонтова на улице Барболина, библиотека имени Ахматовой на Крылатских холмах, библиотека № 60 имени Всеволода Иванова и другие.
Летом 1829 в СССР начался так называемый «библиотечный поход» — кампания по обеспечению и популяризации изб-читален. Сегодня ее лозунг — «все за грамотность» — неактуален, однако есть ощущение, что библиотеки, переживая второе рождение, так же стоят в начале большого пути.
Говорят участники круглого стола «Жизнь библиотек: вчера, сегодня, завтра»
Оксана Чувильская, директор централизованной библиотечной системы ЮВАО
— Есть определенный запрос от посетителей, какой должна быть библиотека: удобной, с услугами, которых нет в книжных магазинах. Если говорить об отдаленных районах Москвы, там библиотека зачастую бывает единственным культурным учреждением. Интернет и телевидение дают информацию, но людям не хватает живого общения. Приходя за книгой, читатель узнает о мероприятиях, проводимых в библиотеке, и в следующий раз идет туда с семьей и друзьями. Но при этом библиотека должна оставаться прежде всего книжным фондом, который накапливается годами и который нельзя потерять.
Юлия Овчинникова, директор централизованной библиотечной системы ВАО:
— Десятилетиями библиотеки жили размеренной жизнью, хранили свои фонды, каждый библиотекарь хорошо знал своих читателей. И вдруг разом все поменялось: на смену печатным изданиям пришли электронные книги и СМИ, и мы стали терять посетителей. Многие задумались: нужны ли вообще библиотеки, или их можно закрывать?.. Вопрос этот был достаточно острым, и библиотеки должны были меняться и расширять свои возможности, сами искать себе новых читателей.
Ирина Костюкович, директор Центральной научной библиотеки имени Некрасова:
— Несмотря на все новшества, библиотека должна оставаться сама собой. Она всегда будет бесплатной, и это привлекает основную массу пользователей, которым нужен свободный доступ в интернет.
Библиотека имени Некрасова уже давно работает до 21.00. К нам можно прийти и записаться без какого-либо документа, а дополнительными услугами воспользоваться безо всякой записи. Но привлекая посетителей, нужно заботиться о комфортности условий для работы. Ведь кто-то хотел бы уединиться и поработать в отдельном кабинете, а многие приходят в нашу библиотеку как раз за общением и знакомствами. Поэтому современная библиотека, которая хочет быть популярной, должна быть в первую очередь разной, ориентированной на многие задачи. К этому мы и стремимся.
Валентина Ильина, директор Библиотеки истории русской философии и культуры «Дом А. Д. Лосева»:
— Раньше основная часть людей приходила в библиотеку учиться, и мы были ориентированы именно на них. Сегодня же люди учатся непрерывно, получая второе и третье образования. Был такой период, когда люди уходили из своих профессий, чтобы заработать, пережить перестройку и т. д. Сегодня мы видим возвращение читателей в возрасте 35-40 лет, которые не приходили в библиотеки лет 15, с тех самых времен, когда они учились. И когда они видят услуги и условия, которые предлагают им современные библиотеки по сравнению с прошлыми, они страшно удивляются и радуются.
Источник: www.vm.ru