Такое утверждение кажется, мягко говоря, не очень новым, но в этом году оно наполнилось новым смыслом: книга, особенно хорошо изданная и недешевая, все меньше воспринимается в качестве «источника знаний» или хотя бы даже развлечения (эти функции все активнее берут на себя мобильные электронные устройства), и все больше становится универсальным подарком, демонстрирующим хороший вкус и статус как дарителя, так и одариваемого. Особенно на Новый год. И не случайно все издательства стараются «выкатить» свои главные новинки по осени, желательно — ближе к декабрю. Благо и формальный повод есть — ярмарка Non/Fiction, продолжающая удерживать позиции главного события года «про книжки» (в противоположность сентябрьской ярмарке на ВВЦ, которая больше «про бизнес»).
Так, например после выхода в ноябре тома «Намедни», посвященного
Отдельным ярким проявлением этого тренда стала, ученым слогом говоря, эмансипация прикладных паралитературных жанров. А если без «птичьего языка» — книги «про жратву», в диапазоне от вполне литературного «Террина из зайца» Бориса Гайдука до вопиюще гламурной «Про еду. Про вино. Прованс» Ники Белоцерковской, окончательно оторвались от скромной роли кухонного советчика и громко заявили о себе как о самостоятельном (и очень важном) секторе книгоиздания.
Трудно сказать, почему столь бурное развитие получил именно этот прикладной жанр. Но напрашивается историческая параллель. В Средние века чтение из утомительной обязанности, ложившейся на плечи слуг и младших членов семьи (в те времена читали, напомним, вслух), превратилось в респектабельное занятие для знати и солидных людей не в последнюю очередь благодаря появлению очков. Может, нынешний бум кулинарной литературы тоже как-то связан с невероятными успехами зубопротезирования и гастроэнтерологии?
А вот применительно к чему хотелось бы обойтись наконец без эпитета «бурный» — так это к электронным книгам. Уже несколько лет перед Новым годом нас уверяют, что уж в наступившем-то году электронные читалки окончательно похоронят по старинке шелестящие страницами книги... и год за годом этого не происходит. Нет, процесс, конечно, идет, обороты растут, электронные продажи текстов ширятся и упрощаются, критическая масса набирается — но все никак не наберется. И пока что ни из чего не следует, что в 2012 году произойдет наконец перелом. Разве что выпорхнет, смешав все карты, какой-то неведомый «Черный лебедь». Но пока что флагман московской книготорговли — книжный магазин «Москва» — открывает новый огромный салон прямо у стен Кремля, а идейные марксисты-антиглобалисты из независимого «Фаланстера» — такой же впечатляющий магазин «Циолковский» в Политехническом музее. И все это — для продажи бумажных книг.
Открыл ли 2011 год нового «настоящего» писателя? Пожалуй, нет. Читающая публика — публика консервативная. И сводный годовой рейтинг на сайте Pro-Books это в очередной раз подтверждает. Конечно, более широкую известность получили в 2011 году Денис Осокин («Овсянки»), Всеволод Бенигсен («Раяд»), Марина Степнова («Женщины Лазаря») и Анатолий Гаврилов («Берлинская флейта», «Вопль впередсмотрящего»), но дебютантами их счесть невозможно, особенно последнего, да и известность эта пока что не слишком выходит за границы кругов профессиональных.
Консерватизм проявила также и Шведская академия, вручив Нобелевскую премию
Зато еще один «суперприз» — «СуперНацбест» — зафиксировал переход в разряд литературной звезды Захара Прилепина. Что выразилось не столько в том, что он получил «Нацбест десятилетия», сколько в том, что его сочинения начали оказываться бестселлерами вне зависимости от их собственно литературного качества — как случилось с не самым блестящим романом «Черная обезьяна» и антологией «Десятка». Сборник рассказов разных, по большей части относительно малоизвестных авторов — не самый очевидный лидер летнего рейтинга продаж, но фамилии Прилепина на обложке оказалось по силам и это.
И последнее, о чем следует сказать — уходящий год оказался удивительно щедр на литературные фестивали и ярмарки. Во всяком случае, в Москве. Не успели москвичи привыкнуть к тому, что к сентябрьской книжной ярмарке на ВВЦ и декабрьскому «Нон-Фикшну» прибавился летний фестиваль в том же ЦДХ, как книжные форумы разного масштаба и направленности начали буквально делиться почкованием. И не только в Москве: литературные форумы, чье значение далеко выходит за региональные рамки, укоренились в Красноярске и в Перми. А главное — возникает эта активность за счет усилий не двух-трех известных культуртрегеров, а совершенно разных людей. И это — главное, что хочется пожелать всем читающим и пишущим людям захватить с собой в наступающий год.
Михаил Визель
Источник: pro-books.ru