Электронный учебник в современном понимании должен давать гораздо больше возможностей, нежели традиционный бумажный. Это не просто чтение с электронного устройства, это анимации и модели, выход в Интернет для поиска дополнительной информации, компоненты самопроверки и тестирования для оперативной оценки учеником сформированности тех или иных компетенций. Это принципиально иное издание с более широким функционалом, основанном на возможностях современных информационно-коммуникационных технологий.
Электронный учебник с новыми функциями, новым содержанием будет дороже обычного бумажного учебника просто потому, что производство многих видов цифровых ресурсов само по себе дорого. Сравните, например, 3D-анимацию и напечатанный на бумаге текст. «Электронный учебник дешевле бумажного» — это опасная иллюзия, порождающая неоправданные ожидания потребителей. Необходимо понимать, что за большие деньги человек получает принципиально другой продукт с принципиально новыми возможностями.
Фактически электронный учебник должен включать элементы всего того, что мы называем шлейфом. Поэтому сегодня, с моей точки зрения, правильнее говорить не о переходе на электронные учебники, а о более широком использовании электронного контента. С этим связаны и современные мировые тенденции, ориентированные на большое количество ресурсов, размещенных в Интернете. Если говорить о современном состоянии образования, то самый эффективный путь — это система смешанного обучения (blended learnig), когда в очень тесной взаимосвязи одновременно используется контент бумажного и электронного формата. Подобный переходный этап делает изменения более плавными и понятными для учителя и ученика, что обеспечивает оптимальный результат.
Конкретные сроки окончательного перехода от бумаги к цифре назвать достаточно трудно. Проблема здесь не только в готовности учебных издательств или производителей технических средств. Существует целый комплекс сложных вопросов, решить которые государство пока не готово: закупка электронного контента, оплата его разработки, соблюдение авторских прав, цифровое пиратство как бич нашего времени и так далее.
Тем не менее электронный контент в разнообразных формах уже используется в российских школах. Ситуация в регионах разная, и есть довольно продвинутые в этом отношении субъекты Российской Федерации с очень высокой степенью информатизации, например Республика Татарстан. Материально-техническое обеспечение меняется у нас на глазах, и я не думаю, что этот процесс когда-нибудь остановится. Еще недавно мы делали основную ставку на компьютеры, потом говорили о нетбуках, теперь говорим о планшетниках. Что появится завтра, сказать сложно. Материально-техническая оснащенность школ всегда будет немного отставать от научно-технической мысли. К счастью, многие наши соотечественники уже имеют разнообразный арсенал технических устройств. Думаю, выстраивать стратегию использования цифрового контента надо с прицелом на то, что люди могут пользоваться им не только в школе, но и дома, в поездках с помощью личных технических средств.
В целом готовность к переходу школ на цифровой контент очень высокая, особенно у молодёжи и людей среднего возраста. Все мы уже живём в цифровом обществе. Ограничений технологического или пользовательского характера, которые препятствовали бы переходу школ на цифровой контент, на мой взгляд, практически нет. Но правовые, финансово-экономические, санитарно-гигиенические аспекты во многом остаются неопределенными, и это является реальным ограничением такого перехода.
Открытым остается вопрос безопасности использования современных технических средств: не только электронных учебников, но и компьютеров, мобильных телефонов, планшетов. К сожалению, соответствующие курирующие медицинские службы не очень быстро отвечают на подобные запросы. Новые, не проверенные и не апробированные устройства уже широко вошли в жизнь и наших детей, и наших школы. Но эта ситуация актуальна не только для нас, она актуальна для всего мира. Никто не будет ждать ответа на вопрос: «Безопасно это для здоровья или может иметь какие-то негативные последствия?» Я думаю, исследования необходимо продолжать, при этом принимая во внимание, что каждое следующее поколение технических средств по своим параметрам всё более безопасно. Мы прекрасно помним старые мониторы и видим, что происходит сейчас. Между «вчера» и «сегодня» в этом смысле дистанция огромного размера.
Еще одна важная проблема — компетентность учителей в сфере применения технических средств и электронного контента. Здесь учителя зачастую отстают от учеников, что вполне закономерно: современные дети выросли в новой цифровой среде, и для них она интуитивно понятна. Как показывает зарубежная практика, есть очень позитивный опыт взаимодействия учителей и учеников, когда ученики обучают учителей работе с современными программами и устройствами. Поэтому при правильной постановке дела в школе и снятии психологических барьеров, прежде всего учительских, эта проблема перестанет быть острой.
Меняется роль школьных библиотек. Лет
Школьная библиотека трансформируется по своей сути. Она призвана стать информационным центром, где ученик сможет получить доступ к ресурсам, которые его интересуют, в том числе к библиотечным ресурсам других стран. Возможно, книжные раритеты сохранятся, но более удобно использование в образовательных целях цифрового контента.
Мировой и отечественный рынки учебно-методической литературы трансформируются в сторону электронного продукта. Как показывает международный опыт, на рынке учебно-методической литературы появляется очень большой сегмент, предоставляющий отдельные виды ресурсов: конкретные анимации, разработки по узким вопросам, любые ресурсы, позволяющие человеку восполнить пробелы в знаниях по конкретной теме. Теперь это не столько рынок учебно-методической литературы, сколько рынок образовательного контента и образовательных сервисов, очень сложно структурированных: главы, параграфы, разделы, тренажеры, тесты и так далее.
Издательство «Просвещение» уже давно в большом количестве производит цифровой контент. Несколько лет назад мы начали создавать электронные приложения, которые по своей структуре фактически являются прототипами электронных учебников. Там в электронном формате представлены страницы учебника, есть тренажеры, карты, хрестоматии, анимация.
Мы стараемся идти в ногу со временем, внимательно смотрим на мировые тенденции. Наши планы связаны с созданием специализированной издательской платформы, которая позволит, с одной стороны, производить и накапливать, а с другой — предлагать потребителю самые разнообразные формы цифрового контента.
Виктор Дронов
Источник: pro-books.ru