Возможно, именно поэтому люди, которые занимались книжной торговлей, всегда были не просто предпринимателями. Первый книжный магазин в Сибири в 1873 году открыл известный томский общественник Петр Макушин, первый магазин в Новосибирске (тогда — Новониколаевске) — один из главных людей в тогдашнем городе Николай Литвинов. В наше время гордостью местного бизнеса долгое время была книготорговая сеть «Топ-Книга» — одна из немногих новосибирских компаний, сумевшая выстроить федеральную сеть из более чем 500 магазинов. Сегодня эта история в прошлом — «Топ-Книга» уже два года медленно агонизирует. А на ее место приходят другие книготорговые сети. В том числе и «Аристотель» (магазины «Плиний Старший», Book look, «Иван Федоров» и другие), которой руководит один из основателей «Топ-Книги» Михаил Трифонов. Он просит не называть его бизнесменом («я книжник в чистом виде»), носит интересные футболки (во время нашего интервью надпись на груди гласила — «Дикий») и снимает офис на окраине новосибирского Академгородка, в котором работают, кстати, всего 15 человек — это весь управленческий аппарат на сеть из 20 магазинов, раскинувшуюся от Омска до Горно-Алтайска.
Открытие каждого из его магазинов неизбежно сопровождается комментариями о скорой смерти бумажных книг и, как следствие, о бесперспективности традиционной книготорговли. Однако факты говорят об обратном — на обломках «Топ-Книги» стремительно вырастает новый межрегиональной игрок книготоргового бизнеса.
«Нет никаких секретов»
— Кажется, ни в одном из ваших интервью не проговаривался вопрос о том, как вы пришли в этот бизнес?
— Видимо, потому что это было слишком давно. На дворе был
— Теми же книжками?
— А чем же еще? Я же больше ничего не знаю, поэтому книжками спекулировал. Тогда даже не стоял вопрос о рынке сбыта — все моментально проглатывалось, нужно было только привозить и продавать. После этого, как вы знаете, в моей биографии была «Топ-Книга», в которой в кризис началась процедура банкротства. Суд отдал мне полагающиеся 10 процентов — мою долю в компании. Правда, эта доля сейчас ничего не стоит, зато я получил глубокое моральное удовлетворение.
— Вы ушли из «Топ-Книги» в 2007 году, а в
— Планировалось, что когда я ухожу из компании, я получаю деньги за свою долю — тогда она еще что-то стоила. А дальше открываю один большой хороший книжный магазин и занимаюсь этим как хобби. Поскольку Лямин (Георгий Лямин — партнер Трифонова по «Топ-Книге» и основной владелец сети. — Ред.) мне не заплатил тех денег, которые был должен, мне пришлось этим заниматься уже не как хобби. Можно сказать, вынужденно.
— А другими бизнесами не думали заниматься?
— Особенно нет. Я же говорю, бизнесом мне вообще не хотелось заниматься. Я же не бизнесмен, а книжник в чистом виде. И бизнес для меня никогда не был целью.
— Тем не менее когда рушилась сеть «Топ-Книги», на ее месте открывались ваши магазины...
— Да, так получилось. Здесь нет никаких секретов, просто если площадки закрываются, то можно же на их месте открываться — люди ведь уже привыкли, что там работает книжный магазин. А в открытии одного книжного магазина на месте другого нет ничего необычного.
— Но ведь говорили, что те магазины закрываются, потому что в них никто не ходит.
— Правильно, зачем туда ходить, если там книжек хороших нет? А книжек нет, потому что издатели их не дают. А издатели не дают, потому что денег нет. Но это все уже предания старины глубокой, пройденный этап.
— Ваши магазины чем-то концептуально отличаются от прежних?
— Понимаете, те магазины концептуально-то были хорошие, правильные. Они открывались (по крайней мере в Сибири) на правильных местах, на условиях правильной аренды. И даже какое-то время — на лучшем ассортименте. «Топ-Книга» даже пользовалась своими правами первооткрывателя и выставляла более высокие цены на ассортимент. А потом, когда появились конкуренты, ценовая политика не была скорректирована. К тому же «Топ-Книга» тогда же сменила отраслевых специалистов на менеджеров, что и послужило базовой причиной ее падения.
Ассортиментная политика в моих магазинах такая же, какая была, когда я руководил ассортиментом в «Топ-Книге». К тому же, пока мы маленькие, это позволяет нам заниматься в магазинах различными мелочами. Потом, по достижении определенного объема, это уже не удастся.
— В самом начале работы «Аристотеля» вы говорили, что делаете «интересные книжные магазины». Что вкладывается в это понятие?
— В основном я и мои коллеги-ассортименщики делаем упор на разнообразие товаров. Привозим то, что никто не привозит в Сибирь. Кроме того, изначально было понимание, что большой книжный магазин, как «Плиний Старший», должен быть культурным центром. Там что-то должно происходить. Каких-то интересных людей мы сами вылавливаем, какие-то приезжают в рамках турне для презентаций своих книг. Я сам не ходок по публичным местам, но для меня важнее не мое присутствие, а сам факт проведения таких встреч. В итоге у нас много не только «классических» персон, но и разных бизнес-тренеров, эзотериков, писателей странных. Но люди ходят, значит, им это нравится.
— Насколько серьезны ваши намерения по межрегиональной экспансии?
— Я серьезность ни в чем не измеряю. Если есть площадка, которую мы можем контролировать, почему — нет. Мы первый магазин за пределами Новосибирска открыли в начале 2009 года в Новокузнецке — нам еще года не исполнилось. Просто получилось так, что вроде неплохое помещение было в торговом центре. Да и Новокузнецк недалеко, можно приезжать смотреть, контролировать. А вот Иркутск — это уже реально далеко, хотя, может быть, мы и будем там открываться. У нас же нет цели быть везде, нет цели открыть какое-то количество магазинов через столько-то лет. Если будет возможность — будем открывать магазины, их любить и за ними следить. А сколько их будет — неизвестно.
«Сбербанк поставил мешок денег»
— Ваш крупнейший магазин «Плиний Старший» открылся перед самым кризисом. Как он работает сегодня?
— «Плиний Старший» составляет у нас около
— Сколько сегодня стоит открыть книжный магазин?
— Если рассматривать стандартный Book look площадью 300 квадратных метров, то туда нужно вложить примерно
— А сколько стоит наполнить этот магазин книгами?
— Это смотря как брать книжки. Если их брать на реализацию, то нисколько. Если сначала покупать, а потом продавать, то стоит сколько-то. В зависимости от того, как налажены отношения с поставщиками, для заполнения магазина в принципе можно вообще ничего не потратить. Мне издательства пока доверяют, памятуя о прошлом опыте работы в «Топ-Книге». Поэтому условия, которые получил я, мало отличаются от условий, которые имела «Топ-Книга» в свои лучшие времена.
— Над знаменитой для новосибирского Академгородка «Академкнигой» теперь висит вывеска вашего магазина Book look. Зачем вы взяли эту площадку?
— А где мне было торговать в Академгородке? У меня был магазин в Торговом центре, который прекрасно работал и был самым прибыльным в нашей сети. Но это же федеральная собственность, и там в очередной раз нужно было проводить торги на право аренды. Тогда пришел Сбербанк, поставил мешок денег собственникам и выиграл конкурс. Натурально — заплатил в три раза больше рыночной стоимости, и потом еще несколько месяцев просто так платил аренду, пока там делался ремонт. Они просто выкидывали деньги для удовольствия, чтобы стоять на этом месте, а я остался без магазина. И единственным местом, которое удалось подцепить, была «Академкнига».
— При этом на вас накладывалось полуформальное ограничение по заполнению магазина академическими книгами. Насколько оно сегодня соблюдается?
— Конкретные цифры в договоре не прописаны. Я предлагал, но мне сказали, что это будет нарушением антимонопольного законодательства. Что касается выполнения обязательств, то у меня совесть чиста — все, что я могу привезти академического, я привожу. Но вот академические издательства — они, похоже, не умеют работать на рыночных рельсах. К издательству СО РАН претензий нет, а с московскими, типа «Науки», сплошные проблемы. Они что-то печатают, но с каждым годом все меньше и меньше, и до сих пор тянут с подписанием договоров — а ведь уже почти полгода прошло.
— Вы также стали одной из первых книторговых сетей, которая зашла в большие торговые центры. Насколько это решение было оправдано?
— На самом деле все зависит от конкретного торгового центра. Если это хороший молл, то в нем будет успешный книжный магазин. Даже если в этом магазине плохие цены, неважный товар и невежливый персонал.
— Но обычно принято считать, что в торговые центры не за книжками ходят, что посетители подобных мест не читают книг...
— Я не знаю, зачем люди ходят в торговые центры. Однако знаю, что в том же торговом центре «Сан Сити» у нас хороший магазин, весьма успешный для второго года работы. Он не сверхприбыльный, но операционно безубыточный. Более того, магазины в торговых центрах как раз достаточно надежны с точки зрения трафика покупателей. Так что в торговые центры ходят разные люди. Даже депутаты ходят.
«Одна книга в год — это успех»
— Наценка на книги составляет
— Очень просто — берем закупочную цену и прибавляем к ней 120 процентов. Если серьезно, то здесь все просто. Допустим, мы берем у издателя книжку за 100 рублей, а продаем ее за 220. Тогда 70 рублей мы отдаем за аренду, 35 рублей — на зарплату, 10 рублей — на связь, логистику и коммунальные платежи. И остается пять рублей на рентабельность магазина. Таким образом, только аренда составляет треть в обороте магазина.
— Сколько книга в среднем стоит на полке?
— Год. Для книжников это нормальная оборачиваемость. В суперуспешных магазинах оборачиваемость — полгода. Для примера: если книжка продается в сети из 500 магазинов объемом одна штука в год — то это книжка, которую дозаказывают у издателя.
— В города вашего присутствия зашла федеральная сеть «Читай-город», принадлежащая издательству «Эксмо». У них условия работы с издательствами лучше?
— У них есть лишь два преимущества — скорость поставки новинок и цены на книжки издательства «Эксмо». Радикальной разницы в цене, я думаю, нет. Это уровень
— А спрос на такие «местные» книги чувствуется?
— Несомненно. Рынок абсолютно ненасыщен литературой, которую раньше бы отнесли к краеведению. Тот же «Мифосибирск» покупают очень хорошо. Сейчас суммарный тираж этой книги около пяти-шести тысяч экземпляров, хотя, я думаю, 20 тысяч «Мифосибирска» Новосибирская область точно смогла бы проглотить.
«Там рынка нет»
— Пожалуй, интервью бы не состоялось без вопроса об электронных книгах и перспективах бумажного книгоиздания...
— Дурацкий вопрос. Сформулируйте его как-нибудь оригинально, как никто раньше не формулировал.
— В каком виде читаете книги вы?
— В бумажном. Я никогда не читал книги в электронном виде, да и ридеров у никогда меня не было.
— На ваш взгляд, электронные книги окажут сколько-либо заметное влияние на книжный рынок в целом?
— Дело в том, что рынка электронных книг сегодня не существует, потому что в нем нет денег: потребитель не платит за этот продукт. И до тех пор, пока книги можно скачать бесплатно, этот рынок не появится. Традиционная книготорговля, конечно, что-то теряет от того, что книги можно скачать бесплатно. Но вопрос в том, до каких пор упадет рынок. Еще в 2009 году по этому поводу была реальная паника: все плохо, никаких издательств не будет, нужно переходить на тетрадки и карандаши. Но правда в том, что в этом году практически все книжники, с которыми мы общались, говорят о том, что книги не падают в продажах. Напротив — в нашей сети они растут. Объем продаж вырос, и сегодня книги занимают более 70 процентов в нашем товарообороте. Это можно объяснять по-разному, но факт налицо — у всех игроков на рынке продажи растут. Даже в Америке в 2009 году разорилась крупнейшая книготорговая сеть Borders, но сегодня там снова все восстанавливается. Да, какое-то количество книг уйдет в бесплатность, но в остальном все останется как есть.
— Не секрет, что открытие любого вашего магазина сопровождается комментариями типа: «Все уже читают электронные книги, а он тут магазины открывает». Как вы к этому относитесь?
— Недалекие люди, что поделаешь. Как я еще могу к этому относиться.
Чернышов Сергей
Источник: expert.ru