Белов и Церетели учредили компанию «Мома Шоп», в которой, по данным ЕГРЮЛ, каждому из соучредителей принадлежит по 50%. Антон Белов не сообщил «Известиям», каких вложений потребует книжный бизнес, однако отметил, что иных инвестиций, кроме собственных средств, у них нет, а открыть книжный магазин «дешевле, чем колбасный». По оценкам экспертов книжного рынка, открытие одной подобной точки обходится примерно в 10 млн рублей. В ассортименте магазинов будут книги и сувениры, связанные исключительно с культурой и современным искусством.
К слову, МоМА — это аббревиатура названия музея современного искусства в Нью-Йорке (Museum of Modern Art), одного из первых и наиболее известных в сфере modern art. Этой аббревиатурой стали обозначать аналогичные музеи и в других городах.
— Все книги связаны с современной скульптурой, живописью, архитектурой, фотографией. Будут и художественные альбомы с максимумом иллюстраций и небольшими комментариями, и серьезные философские труды об искусстве, исследования, будут детские книги, каждому можно найти какую-то свою историю, — рассказал Белов.
Ассортимент дополнит сувенирная продукция. Белов отмечает, что набор товаров должен сильно зависеть от формата и идеи каждого конкретного магазина.
При «Гараже» и Московском музее современного искусства уже есть свои книжные магазины, но Белов уверяет, что его совместный с Церетели проект не пересекается с ними по концепции, так как «Мома Шоп» рассчитан на широкую аудиторию, а магазины при музеях работают исключительно в поддержку экспозиции. Однако площадками для новой сети выступят здания, входящие в комплекс Московского музея современного искусства: особняк XVIII века на Петровке, 25 и дом на Тверском бульваре, 9. Музею в общей сложности принадлежат пять зданий, то не исключено, что и в них появятся «Мома Шопы».
По словам президента Ассоциации книгораспространителей и генерального директора дома книги «Москва» Марины Каменевой, такие нишевые магазины не редкость за границей, но в Москве практически не представлены.
— Обычно их размещают на небольшой площади, до 300 кв. м. Главная особенность, помимо ассортимента определенной тематики, — это дизайнерское оформление. Я была в подобном магазине в Мельбурне, там были неровные полы, стены, искривленное пространство. Оказалось, это дело рук известного японского дизайнера интерьеров, — рассказала Каменева.
По ее мнению, подобный узкоспециализированный проект не станет коммерчески успешным в первые годы работы. Выход магазинов в ноль уже будет большим достижением.
— Организуя такую сеть, надо иметь дополнительные источники дохода, — считает эксперт. — В существующих условиях рынка нишевые книжные магазины — хобби владельца. Взять хотя бы основанную Вадимом Дымовым (глава известной компании по выпуску мясных продуктов. — «Известия») сеть магазинов «Республика». Он сразу определил, что сеть должна не быть убыточной. Ее поддержка и развитие — скорее его мечта, чем необходимость.
Каменева отмечает, что на общероссийский рынок такие проекты не выходят. Максимальный перечень городов, где сеть может найти аудиторию, — Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь.
Источник: izvestia.ru