Прежде чем вводить новые войска в спор, позвольте рассказать немного о субвокализации.
Субвокализация — это процесс мысленного проговаривания прочитываемого текста. Другими словами, это голос в вашей голове, который читает весь текст, попадающий в ваши глаза. Да, этот текст тоже он читает.
Вы наверняка замечали голос в своей голове, может быть, даже распознавали его тембр. Если вы хорошо читаете на английском или другом иностранном языке, голос субвокализации немного меняется, приобретает иную тональность и акцент.
Все люди, умеющие читать, субвокализируют. Это необходимый мостик между физическим распознованием текста глазами и его осмыслением, понимание. Субвокализация — это декодирование шрифтовых значков, переработка символов в смысл. Если изловчиться и выключить субвокализацию, то человек мгновенно разучится читать — мир окажется наполненным непонятными символами, о значении которых можно только догадываться.
А как насчёт людей, которые родились глухонемыми и никогда не слышали звука речи? Они тоже субвокализируют, но совершенно по-особенному. В «Психологии чтения» Рейнера и Поллатсека рассказывается об исследование принципов чтения глухонемыми. Оказывается, они субвокализируют руками, проговаривая текст жестовой азбукой.
Трудно сказать, когда дети учатся субвокализировать, но это определённо происходит в то же время, когда они учатся читать. Для ребенка текст является настоящим испытанием, ему приходится находить пути понимания прочитанного — в голове ребёнка рождается голос субвокализации, который затем будет жить в нём всю жизнь.
Смягчить стресс этого рождения помогает книга. Не зря с точки зрения взрослого читателя детские книги выглядят так необычно — они перегружены иллюстрациями, очень хорошо оформлены, напечатаны на толстой бумаге. Часто книга умеет «раскрываться» или предлагает ребёнку повзаимодействовать с ней. Подобные излишества — это смазка для мозга. Ребёнку легче понять то, что пытается быть понятым, помогает ему. Хорошая бумажная книга обучает субвокализации быстрее обычной. Неизвестно, сколько времени и мучений потребуется для обучения субвокализации с электронной книгой.
Не зря детская книга — это физический объект. Для ребенка чтение — это не мыслительный процесс, а физическая игра, которая требует предмета. Электронная книга не предлагает такой возможности, она лишь кусочек стекла и пластика. Мультимедиа-эффекты на каком-нибудь айпаде не заменят ребёнку возможности порвать страничку или обмуслякать обложку. Детская электронная книга — это костыль для мозга, детская бумажная книга — симпатичный, настоящий велосипед.
Именно в детстве формируется наше представление о книге, именно в детстве бумажная книга кажется вкусной, интересной и сочной. Восприятие книги как объекта не исчезает с годами, оно ослабляется и трансформируется. Даже взрослый и умный гик, понимающий все прелести электронной читалки, предпочтёт хорошо изданную бумажную книгу. На это его толкает голос из детства, любовь к мягкой субвокализации.
Электронные книги не смогут победить бумажные до тех пор, пока не вырастет поколение «цифровых» детей, научившихся читать с электронного носителя. Разуем ждёт этого момента, но чувства боятся появления такого поколения.
Сергей Король
Источник: novostiliteratury.ru