Все книги из подборки считаются бестселлерами, они предлагают на первый взгляд полезную информацию, их приятно и легко читать. Проблема данных изданий в другом: большинство людей просто не могут применить советы авторов в реальной жизни. Объясню почему.
«Женщины и желание управлять» Шерил Сандберг, W H Allen, 2013
В настоящее время Шерил Сандберг является операционным директором Facebook, ранее она занимала руководящую позицию в Google. Шерил считается одной из самых могущественных бизнесвумен в мире. Ее книга — о том, что нужно делать женщинам, чтобы преуспеть в бизнесе, и почему это важно для общества, — занимает верхние позиции списков бестселлеров в США и Канаде с марта 2013 г. Сандберг убеждена, что многие женщины не могут добиться желаемых успехов в бизнесе лишь потому, что сдаются, даже не начав бой. По ее мнению, женщины, претендующие на директорские кресла, должны активно включаться в управленческий процесс, открыто высказывать свое мнение и четко отстаивать свою позицию.
Эта книга действительно поднимает злободневную тему. Автор приводит множество любопытных цифр и фактов. Так, в книге приводятся данные интересного исследования, авторы которого выясняли, насколько выгодно для компании иметь смешанные руководящие команды. Или же Сандберг анализирует парадокс, почему успешные мужчины, как правило, привлекательны для окружающих и почему ситуация с женщинами вызывает совсем другие чувства.
Однако будем реалистами: большинство женщин далеки от образа Шерил Сандберг. В отличие от нее они не смогут нагло зайти в офис президента компании и начать требовать льготные парковочные места для беременных сотрудниц. В сегодняшнем мире советы Шерил вряд ли окажутся полезным руководством к действию в большинстве ситуаций, с которыми сталкиваются женщины на работе.
«Где мой сыр?» Спенсер Джонсон, Vermilion, 1999
Книга Спенсера Джонсона, одна из самых успешных книг по бизнесу, была переведена на 41 язык, а с момента ее появления было продано более 24 млн экземпляров. В основе повествования поучительная история про двух мышей и двух «маленьких людей» (littlepeople), которым приходится справляться с неприятными изменениями в их мире. Фабула такова: сырная станция, где кормились герои, вышла из строя, приходится искать новые источники питания. В то время как мыши, следуя своему животному инстинкту, побежали на запах к новым возможностям, «маленькие люди» долго не начинали действовать, постоянно обдумывая, какие преграды могут возникнуть на пути. Таким образом автор пытается продемонстрировать склонность людей постоянно усложнять и без того непростой мир вокруг нас.
К сожалению, модель поведения, описанная в этой книге, слишком субъективна. Автор не продвигает никакую конкретную бизнес-концепцию, ссылаясь на то, что все мы живем в большом лабиринте событий и обстоятельств. Каждый вправе самостоятельно решать, как относиться к изменениям: пытаться предугадать их и составлять план действий заранее (как это делали «маленькие люди») или всегда оставаться оптимистично настроенным, даже в случае форс-мажора. Вряд ли эта книга поспособствует пониманию законов бизнеса.
«Как работать по 4 часа в неделю», Тимоти Феррисс, Vermilion, 2011
Автор книги, задумываясь о том, что большую часть своего времени мы тратим на работу, предлагает читателям бизнес-модель, которая позволяет зарабатывать деньги быстро и просто. Ее ключевые элементы — эффективное планирование, автоматизация, привлечение «виртуальных» сотрудников из регионов с низкой стоимостью рабочей силы, практика удаленной работы. Как считает Феррисс, идеальный бизнес должен функционировать в интернете и зарабатывать на розничной продаже продуктов стоимостью не более $50-200. Маржа при этом составит 800%. Автор утверждает, что, как только стадия налаживания бизнес-процессов завершена, прибыль начинает расти без особых усилий собственника.
Проблема заключается в том, что в большинстве случаев такой бизнес вряд ли окажется устойчивым. Модель бизнеса, предложенная Ферриссом, основана исключительно на зарабатывании денег и не предполагает создания какой-либо ценности для потребителя. Речь в книге идет о том, как может заработать собственник, но в ней нет ни слова о том, какую пользу получает покупатель. В то время как именно приверженность потребителя бренду и его ценностям приносит весомую прибыль любому бизнесу.
«Икарово заблуждение. Как высоко вы взлетите?», Сет Годин, Porfolio Penquin, 2012
Сет Годин изменил представление людей о маркетинге и распространении идей. Именно он автор «фиолетовой коровы» — идеи о том, что покупатели обращают внимание только на то, что их удивляет и поражает. Кроме того, Годин ведет один из самых популярных бизнес-блогов в сети. Из его примеров успешных маркетинговых кампаний можно многое почерпнуть. В его книгах по маркетингу часто встречаются призывы к читателям мыслить нестандартно и «не перегружать потребителей заурядными сообщениями и непростительным бредом».
К сожалению, его книга «Икарово заблуждение. Как высоко вы взлетите?» несколько уводит читателя от бизнес-проблематики в сторону личностного развития, и посылы автора перестают быть оправданными. Он считает, что каждый человек должен открыть в себе художника, «кого-то, кто достаточно смел, креативен и амбициозен, чтобы изменить статус-кво». Автор пытается донести мысль, что в постиндустриальный век слепое следование правилам не может привести к успеху в бизнесе. Однако слишком яркое самовыражение, возможно, тоже не самый верный путь.
Хелен Эдвардс
Источник: vedomosti.ru