Новое время диктует новые правила. С начала XXI века на Западе продажи книг через интернет-магазины очень серьезно потеснили уличный ритейл. Однако в России, даже несмотря на положительную практику, рассматривать в масштабе индустрии книжные интернет-магазины еще рано — и в ближайшую пятилетку ситуация вряд ли изменится. Даже в случае позитивной динамики развития этого направления вступают естественные ограничения, связанные со значительными пространствами нашей страны, неудовлетворительной работой почты, а также неразвитой, особенно в регионах, инфраструктурой Интернета.
Ситуация с электронными книгами - что на Западе, что в России — в равной степени затруднительная. На данный момент нет наработанных бизнес-моделей, позволяющих говорить об электронном книгоиздании как о полноценном прибыльном бизнесе. Одной из главных причин можно назвать отсутствие эффективных способов борьбы с пиратством, которое становится реальной угрозой не только для розничной торговли электронными книгами, но и для всего рынка в целом.
Таким образом, классический книжный магазин сегодня является наиболее крупным, понятным и надежным каналом продаж, а также общения автора со своей аудиторией, альтернативы которому нет и в ближайшее время не будет. В этой ситуации одной из важнейших проблем для современного российского книжного рынка является отсутствие на нем независимых крупных розничных сетей, таких как, например, «Топ-книга». Большинство игроков опасаются возникновения так называемых «колодцев», когда книжные сети, образованные крупными издательствами, торгуют только «своими» книгами. И хотя с точки зрения прибыли более выгодно торговать именно «своими» книгами, мы выступаем за то, чтобы не смешивать издательский и ритейлерский бизнес. Наличие крупных независимых игроков - это благо для всего рынка, и мы уверены, что у такой модели есть экономический потенциал. Всем участникам рынка необходимо подумать, как создать условия для того, чтобы этот потенциал был реализован.
Нужно признать, что розница сегодня действительно очень серьезно недополучает прибыль. Причем, если эти проблемы стоят даже перед крупными сетями, которые априори работают в лучших условиях, - каковы же тогда перспективы отдельных книжных магазинов или небольших сетей, занимающих значимую часть нашего рынка? Практика показывает, что небольшие магазины — как и небольшие издательства — сегодня работают ради работы, а не ради бизнеса.
В этих условиях участникам рынка необходимо задаться вопросом: как поддержать независимых игроков?
Например, одной из инициатив может быть проект некой системы логистической, информационной поддержки со стороны издательства. Когда на основе франчайзинга для мелких региональных магазинов будут централизованно решены вопросы обеспечения ассортиментом, программным обеспечением, персоналом, будут переданы маркетинговые компетенции - это станет реальной помощью малым и средним участникам рынка. Еще один пример: успешная реализация единого отраслевого проекта, реестра, из которого небольшие магазины могли бы получать качественное актуализированное описание товара и не тратить на это время и ресурсы.
Без настоящего нет будущего. Без поддержки крупных игроков маленькие издательства, маленькие книжные магазины могут погибнуть, а ведь средние и мелкие игроки - это значительная часть рынка. Уже сегодня нужно серьезно задуматься над созданием условий и инфраструктуры, которая позволит книжной рознице развиваться, а книжному магазину трансформироваться в мультикультурный центр. В нем можно будет не только приобрести новинки текстового, аудио- и видео-контента и мультимедиа, но и предварительно ознакомиться с ними (функция библиотеки), побывать на встрече с творческой и культурной элитой (писатели, актеры, певцы и т.д.), пообщаться с кругом единомышленников. Частично это реализовано в больших городах уже сегодня: крупные книжные магазины чаще всего включает в себя отделы, где представлена аудио-, видео- и мультимедиа продукция.
Предполагается, что уже в ближайшем будущем эти функции с второстепенных перейдут на первый план, чтобы в долгосрочной перспективе стать определяющими. Например, при разработке интерьерного решения нового магазина будут учитываться пространство для выступлений и творческих встреч, а торговые залы будут проектироваться с учетом и библиотечного формата.
Поддержка независимых участников рынка важна и потому, что второй глобальный путь развития - децентрализация. Наряду с мульти-культурными центрами появятся всевозможные лавки, бутики, галереи, в которых будет представлена «узкопрофильная» литература, что называется, «по интересам». Здесь могут быть реализованы как большие, так и малые формы. Книжная лавка с «узким» профилем будет обладать более камерной атмосферой, чем галерея, посвященная целому литературному жанру. А в магазине, посвященном хобби или направлению искусства (рисование, музыка, скульптура), будут представлены не только книги - это будет больше чем книжный магазин. Словом, разновидностей может быть сколько угодно, и объединяет их одно: специализация. Если тема, которой посвящен этот магазин, неактуальна для большинства - он может оставаться неизвестным, более того, его и не нужно продвигать, используя традиционные маркетинговые технологии. Но в своей среде - например, среди читателей фантастики, детектива, или коллекционеров марок, монет, курительных трубок - этот магазин станет не просто местом приобретения конкретных книг, но и локальным культурным центром в рамках их увлечений.
Сегодня крупнейшие технологические компании, такие как «Google», «Apple», «Sony», «Samsung», видят в книжном рынке источник для получения будущих прибылей. И если раньше можно было лишь приветствовать ритейлеров такого масштаба, то сегодня участникам рынка стоит задуматься над тем, кто завтра будет определять цепочку ценностей на книжном рынке. Если нынешние участники не наполнят рынок новыми инновационными предложениями, сделанными в интересах читателя, за них это могут сделать другие. И поэтому участникам рынка предстоит в самом ближайшем будущем разрабатывать и реализовывать новые проекты, строить книжные магазины нового типа в новых реалиях завтрашнего дня. И других каналов у нас нет
Источник: «Книжное обозрение» (Москва) – 28.06.-11.07.2010