Встречи с авторами Подбор подарка
28 июня, 2010

КНИЖНЫЕ МАГАЗИНЫ XXI ВЕКА: НОВЫЕ ПРАВИЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ

Новое время диктует новые правила. С на¬чала XXI века на Запа¬де продажи книг через интернет-магазины очень серьезно потес¬нили уличный ритейл.
КНИЖНЫЕ МАГАЗИНЫ XXI ВЕКА: НОВЫЕ ПРАВИЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ

Новое время диктует новые правила. С на­чала XXI века на Запа­де продажи книг через интернет-магазины очень серьезно потес­нили уличный ритейл. Однако в России, даже несмотря на положи­тельную практику, рас­сматривать в масштабе индустрии книжные интернет-магазины еще рано — и в ближай­шую пятилетку ситуа­ция вряд ли изменится. Даже в случае позитив­ной динамики разви­тия этого направления вступают естественные ограничения, связан­ные со значительными пространствами нашей страны, неудовлетворительной работой почты, а также неразвитой, особенно в регионах, ин­фраструктурой Интернета.

Ситуация с электронными книгами - что на Западе, что в России — в равной степе­ни затруднительная. На данный момент нет наработанных бизнес-моделей, позволяющих говорить об электронном книгоиздании как о полноценном прибыльном бизнесе. Одной из главных причин можно назвать отсутствие эффективных способов борьбы с пиратством, которое становится реальной угрозой не только для розничной торговли электронными книга­ми, но и для всего рынка в целом.

Таким образом, классический книжный магазин сегодня является наиболее крупным, понятным и надежным каналом продаж, а так­же общения автора со своей аудиторией, аль­тернативы которому нет и в ближайшее время не будет. В этой ситуации одной из важней­ших проблем для современного российского книжного рынка является отсутствие на нем независимых крупных розничных сетей, та­ких как, например, «Топ-книга». Большинство игроков опасаются возникновения так назы­ваемых «колодцев», когда книжные сети, обра­зованные крупными издательствами, торгуют только «своими» книгами. И хотя с точки зре­ния прибыли более выгодно торговать именно «своими» книгами, мы выступаем за то, чтобы не смешивать издательский и ритейлерский бизнес. Наличие крупных независимых игро­ков - это благо для всего рынка, и мы уверены, что у такой модели есть экономический по­тенциал. Всем участникам рынка необходимо подумать, как создать условия для того, чтобы этот потенциал был реализован.

Нужно признать, что розница сегодня дей­ствительно очень серьезно недополучает при­быль. Причем, если эти проблемы стоят даже перед крупными сетями, которые априори ра­ботают в лучших условиях, - каковы же тогда перспективы отдельных книжных магазинов или небольших сетей, занимающих значимую часть нашего рынка? Практика показывает, что небольшие магазины — как и небольшие издательства — сегодня работают ради работы, а не ради бизнеса.

В этих условиях участникам рынка необхо­димо задаться вопросом: как поддержать неза­висимых игроков?

Например, одной из инициатив может быть проект некой системы логистической, информационной поддержки со стороны из­дательства. Когда на основе франчайзинга для мелких региональных магазинов будут цен­трализованно решены вопросы обеспечения ассортиментом, программным обеспечением, персоналом, будут переданы маркетинговые компетенции - это станет реальной помощью малым и средним участникам рынка. Еще один пример: успешная реализация единого отрас­левого проекта, реестра, из которого неболь­шие магазины могли бы получать качественное актуализированное описание товара и не тра­тить на это время и ресурсы.

Без настоящего нет будущего. Без поддерж­ки крупных игроков маленькие издатель­ства, маленькие книж­ные магазины могут погибнуть, а ведь сред­ние и мелкие игроки - это значительная часть рынка. Уже сегодня нужно серьезно заду­маться над созданием условий и инфраструк­туры, которая позволит книжной рознице раз­виваться, а книжному магазину трансформи­роваться в мультикультурный центр. В нем можно будет не только приобрести новинки текстового, аудио- и видео-контента и муль­тимедиа, но и предварительно ознакомиться с ними (функция библиотеки), побывать на встрече с творческой и культурной элитой (пи­сатели, актеры, певцы и т.д.), пообщаться с кругом единомышленников. Частично это реа­лизовано в больших городах уже сегодня: круп­ные книжные магазины чаще всего включает в себя отделы, где представлена аудио-, видео- и мультимедиа продукция.

Предполагается, что уже в ближайшем буду­щем эти функции с второстепенных перейдут на первый план, чтобы в долгосрочной пер­спективе стать определяющими. Например, при разработке интерьерного решения нового магазина будут учитываться пространство для выступлений и творческих встреч, а торговые залы будут проектироваться с учетом и библио­течного формата.

Поддержка независимых участников рынка важна и потому, что второй глобальный путь развития - децентрализация. Наряду с мульти-культурными центрами появятся всевозмож­ные лавки, бутики, галереи, в которых будет представлена «узкопрофильная» литература, что называется, «по интересам». Здесь могут быть реализованы как большие, так и малые формы. Книжная лавка с «узким» профилем бу­дет обладать более камерной атмосферой, чем галерея, посвященная целому литературному жанру. А в магазине, посвященном хобби или направлению искусства (рисование, музыка, скульптура), будут представлены не только книги - это будет больше чем книжный ма­газин. Словом, разновидностей может быть сколько угодно, и объединяет их одно: спе­циализация. Если тема, которой посвящен этот магазин, неактуальна для большинства - он может оставаться неизвестным, более того, его и не нужно продвигать, используя традици­онные маркетинговые технологии. Но в своей среде - например, среди читателей фантасти­ки, детектива, или коллекционеров марок, мо­нет, курительных трубок - этот магазин станет не просто местом приобретения конкретных книг, но и локальным культурным центром в рамках их увлечений.

Сегодня крупнейшие технологические ком­пании, такие как «Google», «Apple», «Sony», «Samsung», видят в книжном рынке источ­ник для получения будущих прибылей. И если раньше можно было лишь приветствовать ритейлеров такого масштаба, то сегодня участни­кам рынка стоит задуматься над тем, кто завтра будет определять цепочку ценностей на книж­ном рынке. Если нынешние участники не на­полнят рынок новыми инновационными пред­ложениями, сделанными в интересах читателя, за них это могут сделать другие. И поэтому участникам рынка предстоит в самом ближай­шем будущем разрабатывать и реализовывать новые проекты, строить книжные магазины нового типа в новых реалиях завтрашнего дня. И других каналов у нас нет

Источник: «Книжное обозрение» (Москва) – 28.06.-11.07.2010

Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 78946  книг
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 78946  книг

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации