Круглый стол "Мы делаем будущее прямо сейчас" прошел на ММКВЯ
Круглый стол на тему "Мы делаем будущее прямо сейчас" прошел на стенде "Эксмо" в рамках ММКВЯ-2010. В дискуссии принимали участие писатель Андрей Геласимов, музыкальный критик Артемий Троицкий, известный журналист, блоггер и редактор Леонид Бершидский, директор по новым медиа ИГ JV Олег Cтавицкий и кинорежиссер Павел Бардин. Вместе они поразмышляли на тему медийного будущего и попробовали ответить на вопросы о том, как изменится их профессия в ближайшем будущем, сохранится ли ценность информации в новых условиях и как можно повлиять на медиа будущего сегодня.
Модератором дискуссии стал редакционный директор журнала "Афиша" Юрий Сапрыкин.
В ходе беседы писатель Андрей Геласимов признался, что может работать с текстом только в цифровом формате. И хотя он старается брать с собой в разъезды большой блокнот и дорогую ручку, ничего из этой затеи не получается. Во-первых, постоянно требуется что-то удалить и переставить, а во-вторых, ужасно испортился почерк. Впрочем, читать знаменитый автор «Степных богов» и других не менее замечательных книг предпочитает всё-таки бумажные книги. И не он один. Все участники диcкуссии сошлись на мнении, что читаем мы не только глазами, но и пальцами, носом, ушами, а посему оставлять вместо этого сухой остаток в виде голого цифрового текста, как минимум, преждевременно и просто негуманно.
Однако, изменения, которые приносит прогресс, непременно повлияют на нашу жизнь и литературу, уверен писатель: «Когда меняется носитель информации, меняется и среда. Когда -то книги переписывали монахи и в то время преобладала церковная литература. С проявлением печатного станка она стала более мирской, развлекательной. Сейчас появилась блогосфера и она, скорее всего, тоже изменит действительность».
Дальнейшие рассуждения о будущем плавно утекли в интернет как в наиболее активно развивающийся сегмент современной культуры передачи информации.
Артемий Троицкий выразил уверенность в том, что в музыкальной критике будущего селекция возобладает над привычным нам анализом: «Если раньше музыкальные журналисты осмысляли и философски додумывали БГ, делая его намного умнее, чем есть на самом деле, то современная задача журналистики – это навигация. Теперешняя музыкальная поляна больше похожа на джунгли, ориентироваться в которых очень сложно. В сети всё есть, но там ничего непонятно. Нужны проводники».
Леонид Бершидский, как единственный заметный блоггер из всех присутствующих, порассуждал о блогосфере и свободе в сети. Он отметил, что интернет, как и любое другое средство доставки информации, подвержен контролю. «Не контролируется только то, что, по мнению госчиновников, лежит «ниже радара». Однако в Интернете, к счастью, действуют несколько другие мерки, нежели в оффлайне. Так, сайт с посещаемостью 200-300 тысяч человек в день до этого самого «радара» всё ещё не дотягивает. Книжный рынок тоже ниже радара. Выше радара – только крупные газеты и ТВ. То есть, фактически, мы имеем два информационных поля и два принципиально разных рынка», - сказал Бершидский.
Поскольку вся активная коммуникация утекает в интернет, участники дискуссии справедливо предположили, что в скором будущем сетевой контент всё больше будет становиться платным. По этому поводу вспомнили медиамагната Руперта Мёрдока и его электронную версию Times – став платным, сайт газеты потерял 60% посетителей, но остальные 40% всё-таки приносят ему доход.
«Люди готовы платить за контент, но производители пока не готовы такой контент производить», - уверен Леонид Бершидский.
Олег Ставицкий рассказал о преимуществах производства медиаприложений нового поколения для iPad: «Новый медиапродукт должен использовать возможности компьютерных игр. Это очень сильный инструмент внушения. Новые медиа – это опыт переданных ощущений. А журнал на бумаге скоро изживет себя, поскольку не дает нового опыта».
Павел Бардин высказал свою точку зрения на развитие режиссуры и кино: «Помимо авторского кино и кино-аттракциона есть ещё кино, которое развивается в сети - в youtube, в видеоблогах. Куда деваться профессиональному режиссеру, который хочет снимать авторское кино, которое увидит широкая публика? Можно попытаться снимать аттракцион, в котором будет мысль. Думаю, что в результате так и случится».
В завершение дискуссии участники поговорили о том, как в целом поменяется профессия журналиста. Сошлись на том, что, несмотря на уравнивание возможностей, блогггеры всё-таки не заменят профессиональных журналистов, поскольку официальные СМИ несут большую ответственность за сказанное.