Поклонники Владимира Войновича ждали его новый роман без малого 10 лет, с тех пор как в 2007 году вышла третья часть трилогии о солдате Иване Чонкине «Перемещенное лицо». После у писателя вышла автобиографическая книга «Автопортрет. Роман моей жизни», после чего Владимир Войнович долгое время не писал большую прозу, чтобы вернуться с обличительным романом-памфлетом «Малиновый пеликан».
Все это время писатель наблюдал за тем, что происходит в России. Результатом этих наблюдений и стал сатирический роман «Малиновый пеликан». В нем Владимир Войнович смело и виртуозно пользуется всей палитрой комического. Ему подвластны как ирония, сгущенная до сарказма, так и патетика. Он создает блестящий гротеск, доводит его до глобального символа. И смешного, и ужасного, и очень грустного.
Как водится в жизни и истории, поводом к грандиозному скандальному откровению становится мизер — укус микроскопического клеща, которого ни укушенный, ни его жена, ни их домработница вытащить не сумели. И укушенный герой Петр Ильич Смородин (Прокопович) — альтер эго автора — пускается в путешествие. По земле русской. Подобно гоголевскому Чичикову. Но не на птице-тройке, а на машине скорой помощи. Всякому времени — свой дилижанс! Нашему — ...неотложка. Машина Скорой помощи, в которой мерцающие огоньки медицинских приборов воспринимаются медперсоналом как бутафория. Неотложка-такси, потому что водитель ее вынужден бомбить на дорогах.
И каждая встреча на пути укушенного — это демонстрация разнообразных человеческих, социальных, национальных, исторических образов-типов. Легко узнаваемых. Но в контексте сатирического заострения образов обретающих жутковатый — истинный — облик. Перед нашими глазами разворачивается потрясающая картина всех российских заблуждений и пороков. Фактически в новом романе «Малиновый пеликан» Владимир Войнович создал сатирическую энциклопедию русской жизни, которая по остроте подачи и пафосу не уступает лучшим произведениям автора.