«Молот ведьм» — знаменитый трактат по демонологии и методах уничтожения колдунов. Будучи не первым и не последним произведением на подобную тематику, он оказал решающее воздействие не только на теорию и практику ведовских процессов, но и на общественное сознание. После выхода книги охота на ведьм приобрела невиданный ранее размах, а по количеству изданий (29 на протяжении полутора столетий) она далеко оставила за собой другие сочинения инквизиторов.
В чем феномен книги, как она была создана и почему интересна до сих пор — читайте в нашем материале.
Молот ведьм (эксклюзивное оформление, деревянный переплет). Второе издание Твердый переплет
Месть обиженного священника
Автором трактата стал монах доминиканского ордена, инквизитор Генрих Крамер (латинский вариант имени — Генрихус Инститорис). Считается, что над «Молотом ведьм» с ним работал знаменитый профессор теологии Якоб Шпренгер. Но, вероятнее всего, Шпренгер если и написал что-то, то лишь вступление. Имя прославленного ученого нужно было Крамеру для большего авторитета своего труда.
За «Молот ведьм» автор принялся после грандиозного поражения на процессе в городе Инсбрук в 1485 году. Как следует из материалов дела, Крамер, бывший одним из обвинителей, добивался сожжения подозреваемых в колдовстве женщин и особый упор делал на их сексуальном поведении, казавшемся ему распутным и тем самым подтверждающем их связь с дьяволом.
Даже после того, как суд не нашел в действиях обвиняемых ничего, требующего смертной казни, а их личную жизнь оставил для семейных разбирательств, Крамер продолжил преследовать своих жертв. Разгневанный епископ Инсбрукский назвал его помешанным стариком и выгнал из города. Для инквизитора это было настоящим ударом. Он принялся за рукопись, в которой изложил свои взгляды на колдовство — и настойчиво доказывал его существование. Позже эта ничем не приметная поначалу книжица станет поводом для сожжения множества людей.
Антифеминистический трактат
Три четверти из сожженных по «милости» Крамера и его трактата жертв — женщины. Автор пропагандировал идею того, что именно они более подвержены козням дьявола из-за слабой веры. На это якобы намекает и сама этимология латинского слова «femina» (женщина), которое профессора Кельнского университета ошибочно представляли как сочетание двух существительных: «fidem» (вера) и «minus» (минус).
Кстати, название «Молота ведьм» тоже подчеркнуто «женское», в оригинале оно звучит как «Malleus Maleficarum». Если бы автор имел в виду и мужчин тоже, ему пришлось бы озаглавить свой труд «Malleus Maleficorum». Уже по первым главам трактата становится понятно, насколько Крамер ненавидел противоположный пол.
«Женщина более алчет плотских наслаждений, чем мужчина, что видно из всей той плотской скверны, которой женщины предаются. Уже при сотворении первой женщины эти ее недостатки были указаны тем, что она была взята из кривого ребра, а именно — из грудного ребра, которое как бы отклоняется от мужчины. Из этого недостатка вытекает и то, что женщина всегда обманывает, так как она лишь несовершенное животное. Ведь Катон сказал: „Если женщина плачет, то она, конечно, готовит козни“»
Книга, обошедшая закон
Чтобы опубликовать свой труд, Крамер, как считают некоторые ученые, пошел на хитрость. Автор должен был получить апробацию — критическую рецензию на свой труд, подписанную несколькими учеными. Для этого он обратился к профессорам Кельнского университета. И тут мнения расходятся. Некоторые исследователи уверены, что авторитет соавтора книги, декана Якоба Шпренгера, сыграл свою роль, и документ подписали без лишних вопросов. Однако по другой версии, Крамер пошел на совет профессоров один, подписей не получил — и подделал их самостоятельно.
Вопросы вызывает и соавторство со Шпренгером, который некогда был мощным оппонентом Крамера и даже запретил ему жить и проповедовать в доминиканских монастырях в пределах своей юрисдикции. Как и когда произошло сближение двух инквизиторов, история умалчивает.
Философский компендиум ушедшей эпохи
Одно из наиболее распространенных мнений о «Молоте ведьм» заключается в том, что этот труд базируется исключительно на народных представлениях о демонах и колдунах. Меж тем Крамер, возможно, сам того не желая, создал произведение, транслирующее средневековые идеи о месте человека во вселенной. В основу текста положено учение Фомы Аквинского и искаженная переводами философия античных мыслителей.
«Молот ведьм», появившийся в эпоху Возрождения, стал продуктом общественного и духовного кризиса консерваторов, отрицавших ренессансный гуманизм. Поэтому, как считал советский историк Александр Горфункель, книга Крамера не средневековый памятник, а документ своего времени — конца XV века. Это была попытка ответа на те же явления, откликом на которые стала и культура европейского гуманизма, но с иных позиций.
Главная книга о магии всех времен
Текст трактата был создан не на пустом месте. Уже в раннем Средневековье люди сомневались в возможности наведения порчи, полетах на метле и совокуплениях с демонами. Карл Великий грозил тяжкими наказаниями тем, кто из суеверия убивал или калечил обвиняемых в колдовстве.
Крамер-Инститорис, потерпевший поражение в Инсбрукском процессе, понимал, что у него есть сильные противники в лице «неверующих» в магию. Именно поэтому он создал синтез народных поверий и философских размышлений, облачив его в простую разговорную форму. Даже на латыни текст звучит весьма современно для XV века. Книга пугает, очаровывает, а современников автора она буквально гипнотизировала, что и стало залогом ее долгой публикационной жизни.