Любое сочинение или заметку, посвященную «Евгению Онегину», принято начинать словами Белинского об «энциклопедии русской жизни», а сам образ заглавного героя трактуется как «типичный» и «показательный» портрет молодого дворянина начала XIX века. Но так ли обыкновенен Евгений в своем образе жизни? И что может рассказать о нем такая простая вещь, как гардероб? Выясняем в нашем материале.
-18% Евгений Онегин Твердый переплет 452 ₽ 549 ₽ -18% Добавить в корзину
Прототипы
Желание разглядеть онегинские черты в современниках поэта появилось у читателей уже после первых публикаций романа. Критики наперебой судачили о том, на кого же похож пушкинский персонаж, видя в нем то Грибоедова, то придуманного им Чацкого, то самого Байрона. Юрий Лотман считает, что автор «Евгения Онегина» балансировал между условностью, рассказывая, как создавался роман («я думал уж о форме плана»), и реальностью, подчеркивая свое знакомство с героями («Онегин, добрый мой приятель», «письмо Татьяны предо мною»). Именно поэтому искать конкретных людей в образе Евгения бесполезно. Онегин похож на многих:
«П[ушкин], встретив в Одессе доброго, светского, но пустого малого, своего дальнего родственника М.Д. Бутурлина, которого родители оберегали от „опасного“ знакомства с опальным поэтом, говаривал ему: „Мой Онегин (он только что начал его тогда писать), это ты, cousin“. Тем не менее слова эти ничего или мало что означают, а в образе Онегина можно найти десятки сближений с различными современниками поэта — от пустых светских знакомцев до таких значимых для П[ушкина] лиц, как Чаадаев или Александр Раевский».
«Комментарий к роману „Евгений Онегин“», Юрий Лотман
Такой подход показал, что герои — плоды творческой фантазии, но одновременно автор внушил читателям и веру в их реальность.
-19% Евгений Онегин. Поэмы Твердый переплет 266 ₽ 329 ₽ -19% Добавить в корзину
Воспитание и служба
Онегин получил стандартное для дворянского недоросля домашнее воспитание:
«Судьба Евгения хранила: / Сперва Madame за ним ходила, / Потом Monsieur ее сменил. / Ребенок был резов, но мил. / Monsieur l’Abbé, француз убогой, / Чтоб не измучилось дитя, / Учил его всему шутя, / Не докучал моралью строгой, / Слегка за шалости бранил / И в Летний сад гулять водил».
Нужно сказать, что сам Пушкин, окончивший Царскосельский лицей, был противником такого подхода к обучению и доказывал его минусы императору
В образе и воспитании героя Юрий Лотман замечает и другую важную деталь, скрывающуюся за фактами о балах и театрах. Персонаж не имел никакого отношения к службе:
«Онегин, как уже было сказано, никогда не носил военного мундира, что выделяло его из числа сверстников, встретивших 1812 г. в возрасте 16-17 лет. Но то, что он вообще никогда нигде не служил, не имел никакого, даже самого низшего чина, решительно делало Онегина белой вороной в кругу современников».
«Комментарий к роману „Евгений Онегин“», Юрий Лотман
С XVIII века сатирическая традиция обличала дворян, уклонявшихся от военной службы, обвиняя их в трусости и бесчестии. Тот же Молчалин в «Горе от ума» назван «штатским трусом». Напомним, что манифест
-18% Евгений Онегин Мягкая обложка 452 ₽ 549 ₽ -18% Добавить в корзину
При этом Пушкин, которому тоже не пришлось «понюхать пороху», в зрелые годы питал глубокую неприязнь к какой-либо государственной службе, развивая идею «науки первой» — «чтить самого себя». Вполне возможно, что онегинский саботаж родственен желанию поэта развиваться как личность вне системы.
Внешность
Интересно, что Пушкин ничего не рассказывает о физических данных заглавного героя. Даже Ленскому поэт дарит «кудри черные до плеч». В описании Онегина мы довольствуемся лишь ремаркой о том, что он «из уборной выходил, подобный ветреной Венере». При этом ни для одного героя поэт не старался так составить гардероб, как для Евгения. И вот мы уже видим, как «надев широкий боливар, / Онегин едет на бульвар». Тут важно, что Симон Боливар, подаривший название головному убору, был кумиром европейских либералов, а само слово, обозначающее широкополую шляпу, в пушкинские времена оставалось жаргонизмом.
Дальше Пушкин пишет: «В последнем вкусе туалетом / Заняв ваш любопытный взгляд, / Я мог бы пред ученым светом / Здесь описать его наряд; / Конечно б это было смело, / Описывать мое же дело: Но панталоны, фрак, жилет, / Всех этих слов на русском нет».
Но проблемой стали не столько слова, сколько предметы гардероба, которые они обозначали. Модные в начале XIX века белые панталоны «на выпуск» спровоцировали грандиозный скандал даже в петербургском свете. Ретрограды сравнивали их с простонародными портками и напоминали ветреным юношам, что фрак — это одежда исключительно для верховой езды. Надо ли говорить, что такие франты, как Онегин, их не слушали?
Евгений Онегин Твердый переплет
Характер
В начале романа Онегин — ветреный молодой человек. И это отражается не только в его умении «легко мазурку танцевать», но и запросто променять одно наследство на другое. Коль скоро его отец, «служив отлично благородно», жил долгами, давал ежегодно по три бала и «промотался наконец», состояние Евгения, по всей видимости, заключалось в заложенной несколько раз дворянской усадьбе. У Онегина было два пути:
«Наследник мог принять наследство и вместе с ним взять на себя долги отца или отказаться от него, предоставив кредиторам самим улаживать счеты между собой. Первое решение диктовалось чувством чести, желанием не запятнать доброе имя отца или сохранить родовое имение (последнее обстоятельство играло значительную роль: не случайно закон предусматривал льготы по выкупу родовых имуществ, такой выкуп входил в круг дворянских прав; следуя этой традиции, например, опека выкупила проданное за долги в 1837 г. Михайловское и возвратила его во владение детей уже погибшего к этому времени поэта). Именно так поступил после смерти отца Николай Ростов, движимый чувствами родовой чести».
«Комментарий к роману „Евгений Онегин“», Юрий Лотман
Что же до Онегина, то очевидно, что он пошел по второму пути, не особо заморачиваясь о чести и достоинстве, тем более что у него в запасе было еще и наследство дяди.
Держа в голове этот факт, а также «статское» положение Евгения, можно предположить, что в любом другом произведении первой половины XIX века он бы стал отрицательным героем. У Пушкина же он ведет себя благородно (насколько мог себе это позволить бывший повеса, потерявший счет женщинам) и не раздувает скандал из-за письма Татьяны.
Сложно сказать, является ли его позднее ответное чувство к Лариной эволюцией образа. «Волочиться» за знатными замужними дамами не считалось ни позорным, ни унизительным. Как и для женщины иметь неженатого любовника. Возможно, Онегин действительно изменил свое отношение к Татьяне, а может быть, как и всегда, просто отдавал дань моде и морали эпохи, ухаживая за хорошенькой молодой дворянкой.
На все книги А. С. Пушкина действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.