Кадр из фильма «Триумфальная арка», 1984
Ярчайший представитель «потерянного поколения» Эрих Мария Ремарк по праву считается одним из самых известных и популярных писателей. «На Западном фронте без перемен», «Триумфальная арка», «Три товарища» — эти и другие романы вошли в золотую коллекцию мировой литературы.
Раз за разом Ремарк рисовал в своих книгах портрет собственного поколения — мужчин и женщин, переживших Первую мировую войну и навсегда изувеченных ею. Покалеченные физически или ментально, эти люди будто бы пребывали в вечной усталости и депрессии и были лишены способности испытывать в полной мере простые чувства. Именно поэтому, мучимые страшными воспоминаниями о пережитом, они находят утешение в алкоголе, бесконечных беседах, мимолетных влюбленностях, неизменно оборачивающихся трагедией и разрывом. Стиль немецкого прозаика хорошо узнаваем и любим поклонниками. Но что делать, если вы уже прочитали все книги Эриха Марии Ремарка?
Мы выбрали для вас несколько романов, которые похожи на произведения немца по настроению и сюжетам. Кто еще пишет о любви, войне и одиночестве — читайте в нашем материале.
Будь ножом моим. Давид Гроссман
Есть мнение, будто читать Ремарка следует в юности. В первую очередь из-за пронзительных, романтичных историй. Любовь, какой ее описывает немецкий прозаик, состоит в поиске душевной близости, приводит к тяжелым расставаниям на самом пике увлечения и оставляет горькое, но яркое послевкусие утраченного навсегда чувства, — все это есть в романах Ремарка.
-18% Будь ножом моим 758 ₽ 919 ₽ -18% В корзину Израильский писатель Давид Гроссман тоже умеет затрагивать тонкие струны души, повествуя о любви. Книга «Будь ножом моим» — яркое тому доказательство. Это история о двух взрослых и не слишком счастливых людях. Оба обременены многолетними отношениями, при этом они чувствуют себя потерянными и ненужными. В попытке быть понятыми Мириам и Яир заводят странный платонический роман — в переписке. Оба даже не помышляют о том, чтобы когда-нибудь встретиться, любовь заключена в словах и буквах. Постепенно перед читателем, собранная из сотен кусочков, возникает мозаика их судеб. В бесконечных, полных печальной нежности разговорах персонажи Гроссмана находят наконец то, что так долго искали, — возможность почувствовать себя нужными. Драматичность сюжета заключается еще и в том, что его печальный финал очевиден. У героев нет перспектив когда-нибудь по-настоящему обрести друг друга, но именно это придает их странной связи такой колорит.
Как и герои Ремарка, персонажи Гроссмана не просто вынуждены страдать в любви, они будто бы ищут этого несчастья специально. Не созданные для счастливого чувства, они находят утешение в безнадежном и радуются ему странной радостью вечных одиночек.
На острове. Карен Дженнингс
Многие персонажи книг Ремарка испытывают одиночество человека с тяжелой судьбой. Пережившие войну, расставания и потери, герои немецкого писателя, даже сходясь с другими людьми, оставались вечными пленниками собственных воспоминаний и рефлексии.
-84% На острове 104 ₽ 649 ₽ -84% В корзину Главный персонаж книги Карен Дженнингс родился и провел жизнь вдали от шумных городов, которые описывал Ремарк. Но из-за тягот и бесконечных трагедий в судьбе стал неуловимо похож на персонажей классика. Автор доводит одиночество Самюэля до высшей точки — тот живет отдельно от общества не только в моральном плане, но и физически, он — смотритель маяка. А единственные собеседники мужчины — погибшие беженцы, чьи тела прибивает волнами к берегам острова. Но однажды Самюэль находит еще живого человека.
Так завязывается странная дружба между двумя несчастными людьми, как нередко случается это в книгах Ремарка. Самюэль повествует незнакомцу о себе, о колонизации родной страны, диктатуре, потере дома, утрате собственной личности в бесконечных испытаниях. Единственным смыслом своей жизни главный герой романа видит захоронение тел погибших мигрантов. Ведь они, по его мнению, так же никому не нужны, как и он сам.
Эрих Мария Ремарк рассказывал об одиночестве в иных сюжетах. Однако тема ненужности маленького человека в большом обществе неизменно возникала в его произведениях.
Письма из Лондона. Дженнифер Робсон
Эрих Мария Ремарк не раз пытался разобраться в психологии женщины. Какая она — идеальная возлюбленная его героя? Взбалмошная, капризная, но меж тем страдающая от тоски и преданно любящая, а еще — невероятно смелая, если того требует ситуация. Именно такую девушку описала романистка Дженнифер Робсон в книге «Письма из Лондона». Журналистка Руби отправляется из Америки в Англию, чтобы освещать войну в Европе. Ее главная задача — сохранять непредвзятость и объективность, оставаясь лишь сторонним наблюдателем всего происходящего. Но все меняет одна встреча.
Письма из Лондона Она влюбляется в британского разведчика, и это чувство делает главную героиню уязвимой и хрупкой. В самом разгаре бурного романа влюбленные вынуждены разлучиться: капитану Беннету предстоит отправиться во Францию, а сама Руби остается в Лондоне, который вот-вот грозит превратиться в руины из-за бесконечных бомбардировок.
Любовь и надежда на новую встречу то придают Руби сил, то повергают ее в отчаяние. Нежность, верность и постоянная тревога за судьбу дорогого человека заставляют девушку забыть о беспристрастности. Теперь она — всего лишь несчастная молодая женщина, единственное желание которой — увидеть своего возлюбленного живым.
Произведение Робсон делает похожим на прозу Ремарка не только яркий женский образ. Как и немецкий романист, американская писательница создает полную и чудовищную картину войны, которая никого не обходит стороной. Робсон наглядно демонстрирует, как даже среди ужаса бесконечных кровопролитий может пробиться росток настоящего чувства. Любовь и только она, будто сообщает нам писательница, может удержать на плаву в самые темные времена. Даже если финал ее заведомо трагичен.