Встречи с авторами Подбор подарка
23 декабря, 2021

Евгений Базаров: первый нигилист русской литературы

Рассказываем о характере и происхождении главного героя «Отцов и детей»

Евгений Базаров: первый нигилист русской литературы

«Ну, а сам господин Базаров собственно что такое?» — спросил он [П.П. Кирсанов] с расстановкой. <...> «Нигилист, — проговорил Николай Петрович. — Это от латинского слова nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который... который ничего не признает?»

Роман «Отцы и дети» начинается с того, что молодой помещик Аркадий Кирсанов приезжает в имение отца и дяди со своим другом Евгением Базаровым — будущим врачом, ученым и, как характеризует его приятель, «нигилистом». Имя, манеры и философские взгляды этого героя могут многое рассказать нам об эпохе 50-60-х годов XIX века и идеях, которыми жила молодежь. Но для того, чтобы это «услышать», нужно знать контекст книги и понимать, кто же такой Евгений Базаров.

Отцы и дети -17% Отцы и дети Иван Тургенев Твердый переплет 499 ₽ 599 ₽ -17% Добавить в корзину В корзину

Прототипы

Уже в первой фразе романа мы узнаем день, в который начинается действие, — 20 мая 1859 года. Почему Тургенев был так щепетилен к дате, сказать сложно. По одной из версий, так писатель зашифровал день своей встречи с Герценом. В черновиках романа была иная дата — 25 мая 1859 года — день, когда литераторы встретились в Лондоне и, вероятно, обсудили идеи Чернышевского и Добролюбова. Поводом могла послужить недавно вышедшая статья Герцена «Very dangerous!!!», резко обличавшая идеи революционных демократов, среди которых были и редакторы «Современника». Позже писатель, видимо, передумал быть столь откровенным с читателями, тем более что о встрече знали многие, и сместил приезд Аркадия на несколько дней. Получается, что спор «отцов и детей» состоялся уже в 1859-м и очень скоро был переведен на литературную арену.

Описание внешности Базарова («Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум...») отчасти напоминает портреты Николая Добролюбова.

При этом в одной из записных книжек Тургенев отмечал, что Базаров — это «смесь Добролюбова, Павлова и Преображен­ского». Так что образ главного героя не был полностью списан с критика, и мы предлагаем познакомиться с другими фигурантами этого списка.

Иван Васильевич Павлов — врач и публицист, орловский корреспондент «Колокола», был близким другом Тургенева и адресатом многих его писем. Ироничный и острый на язык, он резко высказывался о художественной литературе, что легло в основу базаровских рассуждений об искусстве слова.

Василий Григорьевич Преображенский — молодой земский врач, только в 1856 году получивший диплом. Воспоминания о нем сохранились в дневниках Татьяны Кузьминской, свояченицы Льва Толстого. Медик в свое время приезжал и в Ясную Поляну: «Молодой и очень способный доктор умело и под хлороформом вправил Льву Николаевичу руку и спокойно забинтовал ее так, что боли сразу стали гораздо легче». Тургенев тоже мог слышать об этом враче, так как слава о самоотверженной борьбе этого человека с холерой, нескольких успешных операциях и прогрессивном на тот момент методе анестезии распространилась далеко за пределы богаделен, где он работал.

Последним прототипом Базарова можно считать неизвестного по имени доктора Дмитриева: молодого земского врача, с которым Тургенев коротко познакомился в поезде. Очень скоро врач умер от сибирской язвы. Весть о его кончине дошла до Тургенева, что, вероятно, предопределило и кончину Базарова. Однако судьба Дмитриева повлияла только на обстоятельства гибели героя. Судя по письмам и дневникам писателя, его персонаж изначально был обречен:

«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на погибель — потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего, — мне мечтался какой-то странный pendant Пугачевым...»

Имя и происхождение

Базаров носил дворянское имя Евгений. В романе он требует Аркадия поздравить его с именинами: «Сегодня двадцать второе июня, день моего ангела. Посмотрим, как-то он обо мне печется». Скорее всего, выбор имени тут не случаен. Тургенев понимал, что его героя будут так или иначе ассоциировать с другим известным литературным Евгением — Онегиным. Более того, 22 июня — день памяти не Евгения, а Евсевия Самосатского, однако в месяцесловы за 1858 и 1859 годы закралась ошибка, и святой поменял имя. Видимо, этими книгами Тургенев и пользовался, работая над своим романом.

Вполне возможно, при создании персонажа писатель пошел от обратного: и зная коннотацию имени (греч. εὐγενής «благородный, знатный»), и помня про пушкинского героя-тезку, автор сделал Базарова разночинцем. Его мать — благородного происхождения, но вышла замуж за полкового лекаря. Отец дослужился до дворянского титула, но тот, видимо, не являлся наследственным. В итоге главный герой романа — типичный представитель разночинной интеллигенции, что объясняет и его сочувствие крестьянам, и то, что мужики воспринимают его то как шута, то как барина.

Доктор-революционер

В романе Базаров не призывает к восстаниям и внешне даже не особо интересуется политикой. Но общественная жизнь была для героя важной частью существования. Как замечает Павел Петрович, Базаров «в принсипы не верит, а в лягушек верит». Бессмысленно напоминать о том, что этикет, культура и искусство для главного героя были рудиментами прошлого. А вот свободный народ (этот «таинственный незнакомец») и наука — неотъемлемой частью будущего. Базаров только раз колеблется в своих убеждениях: влюбляясь в Одинцову. В истории с Анной Сергеевной, по мнению литературоведов, открываются новые грани характера героя.

Презирая себя за это чувство, он с головой уходит в работу, предпочитая изучение человеческого тела анализу человеческой психики. Филолог Лидия Лотман считала, что медицина была лишь ширмой революционера-Базарова:

«Научные интересы и ежедневные занятия закономерно привели Базарова к подвигу самопожертвования и к гибели, но ирония судьбы героя состоит в том, что он умирает „не на своем месте“. При всем своем уважении к науке и интересе к ней Базаров призван быть не ученым, а политическим борцом, революционером».

Лотман обращает внимание читателей на спор Базарова с Кирсановым, где лекарь намекает на то, что готов пойти на жертву ради народа. В другом диалоге — разговоре Аркадия с отцом Базарова — герои обсуждают то, какие надежды возлагают на Евгения люди, близко его знающие:

«Ваш сын — один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался. <...> Я уверен, — подхватил Аркадий, — что сына вашего ждет великая будущность, что он прославит ваше имя». <...> «Как вы думаете, — спросил Василий Иванович после некоторого молчания, — ведь он не на медицинском поприще достигнет той известности, которую вы ему пророчите?» «Разумеется, не на медицинском, хотя он и в этом отношении будет из первых ученых», — ответил ему Аркадий.

Современники, по словам Лидии Лотман, понимали подтекст этого разговора без комментариев. Скоропостижную и в общем-то глупую гибель героя филолог тоже объясняет его нахождением «не на своем месте»:

«Смерть Базарова, схожая со смертью Рудина в том, что герой погибает, выполняя не главную историческую свою задачу, похожа и на кончину Инсарова».

Несмотря на увлечение точными науками, Базаров знаком и с философскими течениями, модными в 60-х. Исследователи проводят параллель между его монологом о стоге сена и фрагментом из «Мыслей» Паскаля:

«А я думаю: я вот лежу здесь под стогом... Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет... А в этом атоме, в этой математической точке кровь обра­щается, мозг работает, чего-то хочет тоже... Что за безобразие! Что за пустяки!»

Из монолога Базарова

«Я вижу эти ужасающие пространства вселенной, которые заключают меня в себе, я чувствую себя привязанным к одному уголку этого обширного мира, не зная, почему я помещен именно в этом, а не другом месте, почему то короткое время, которое дано мне жить, назначено мне именно в этом, а не в другом пункте целой вечности, которая мне предшествовала и которая за мной следует. Я вижу со всех сторон только бесконечности, которые заключают меня в себе, как атом... Все, что я сознаю, это только то, что я должен скоро умереть...»

Из «Мыслей» Блеза Паскаля

Словом, Базаров действительно выступает лицом «молодежи» 50-60-х годов. Слишком разумные Аркадий и Катя здесь не в счет, они, несмотря на юность, принадлежат к поколению «отцов».

Отношение Тургенева к Базарову

Несмотря на то, что писатель принадлежал к умеренному либеральному кругу, противостоявшему демократам-революционерам, он, как кажется, с симпатией относился к своему герою.

«...если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью — если он его не полюбит, повторяю я, — я виноват и не достиг своей цели. Но „рассыропиться“, говоря его словами — я не хотел, хотя через это я бы, вероятно, тотчас имел молодых людей на моей стороне. Я не хотел накупаться на популярность такого рода уступками. Лучше проиграть сражение (и кажется, я его проиграл), — чем выиграть его уловкой».

Из писем Ивана Тургенева

Тургенев окружил Базарова врагами, а не учениками, превратив его в «лишнего человека», а не в мессию. При этом писатель создал один из самых запоминающихся и важных образов русской литературы: противоречивого, интересного и яркого разночинца-интеллектуала. Первого нигилиста отечественной прозы.

На все издания романа «Отцы и дети» действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.

Книги по теме
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 79973 книги
Опасная игра бабули
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 79973 книги

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации

Читайте также

Как не надо: вредные советы из литературы

Как не надо: вредные советы из литературы

Классические сюжеты, повторять которые бесполезно, немодно и даже опасно

От любви до ненависти: громкие ссоры писателей

От любви до ненависти: громкие ссоры писателей

Судебные обвинения, драки и дуэли, в которых участвовали коллеги по перу

Тест: Что вы знаете об Иване Тургеневе?

Тест: Что вы знаете об Иване Тургеневе?

Пройдите наш тест и узнайте, хорошо ли вы знакомы с фактами из жизни знаменитого писателя

Литературная мода. Как одевались герои известных романов

Литературная мода. Как одевались герои известных романов

Мы выяснили, что за платья носили Наташа Ростова, Татьяна Ларина и Анна Каренина

Классические герои, какими мы их не видели: зачем осовременивать знаменитых персонажей?

Классические герои, какими мы их не видели: зачем осовременивать знаменитых персонажей?

«Мертвые души» в стиле «Гравити Фолз» и яркое «Собачье сердце»

Классики русской литературы, которые не боялись писать о сексе

Классики русской литературы, которые не боялись писать о сексе

От Николая Карамзина до Михаила Шолохова

Классический разврат: 5 героинь русской литературы, которые вели себя «неподобающе»

Классический разврат: 5 героинь русской литературы, которые вели себя «неподобающе»

Рассказываем о преступлениях против морали

5 героев, которых мы привыкли романтизировать (и напрасно)

5 героев, которых мы привыкли романтизировать (и напрасно)

Наташа Ростова, мистер Дарси и другие персонажи, чьи поступки вызывают большие сомнения