В наше время поэт и музыкант Владимир Высоцкий потихоньку отодвигает на второй план Высоцкого-актера. Однако он сам считал себя именно актером. Большую часть жизни Владимир Семенович проработал в Театре на Таганке, а в его фильмографии почти три десятка картин. Мы вспомнили главные его роли.
«Вертикаль»
Этот фильм стал дебютом для режиссеров Станислава Говорухина и Бориса Дурова. Важной она оказалась и для Владимира Высоцкого. К моменту съемок «Вертикали» он уже сыграл в 11 картинах, но именно здесь выступил как автор и исполнитель песен.
«Мы три недели тренировались там, лазили, жили на леднике. Я написал несколько песен для фильма этого. Сначала не думал, что буду писать, потому что не знал, о чем. Я увидел там настоящую мужскую дружбу, которая может быть только у Ремарка в „Трех товарищах“ и вот в горах у альпинистов — больше нигде», — вспоминал позже Владимир Семенович.
Темой «Вертикали» режиссеры попали в самое сердце зрителей: конец 60-х — время сумасшедшего интереса советской молодежи к походам любой сложности. Добавьте к этому великолепные съемки Альберта Осипова и актерский состав, в который входили и знаменитые актеры, и профессиональные альпинисты: вот и секрет успеха. Высоцкому этот фильм принес всесоюзную славу, а «Песня о друге» стала настоящим гимном всех скалолазов.
«Служили два товарища»
Картина режиссера Евгения Карелова появилась на экранах в 1968 году. Сегодня удивительно, как фильм вообще прошел цензуру: и «красным», и «белым» здесь уделено почти равное количество внимания. Оба сценариста были арестованы и отбывали сроки по обвинению в террористических намерениях и принадлежности к антисоветской молодежной группе. А главный отрицательный персонаж, Александр Брусенцов, — вовсе не такой уж подонок. Мало того, белому офицеру сценаристы присвоили имя одного из своих друзей по лагерю, надеясь таким хитрым образом найти этого человека.
Итак, Александр Бруснецов в исполнении Владимира Высоцкого стал, пожалуй, одним из лучших белых офицеров советского кино. Критики не раз замечали, что именно Высоцкий не умел отстраняться от роли. Не отстранился он и от Бруснецова, обойдя все киноштампы и сыграв белогвардейца так, как мог только он: резко, порывисто, с надрывом. Нет в этом образе ни ностальгии по «России, которую мы потеряли», ни деланой утонченности или неуместного благородства. Владимир Семенович играет человека, переживающего огромную трагедию, и его портрет не вписывается в стандартные рамки «плохой-хороший».
«Место встречи изменить нельзя»
Культовый фильм Станислава Говорухина по книге братьев Вайнеров стал особым рубежом почти для всех его создателей. Его популярность в 1978 году можно было предугадать, но никто не знал, что картина будет «жить» так долго.
Для Высоцкого это была не только актерская, но и режиссерская работа. Именно благодаря ему в фильме появились эпизоды с шепелявым карманником Кирпичом (герой Станислава Садальского) и сцена допроса Груздева. Владимир Семенович выступил и как сценарист. Именно он стал автором текста ко второй части, снять которую до его смерти не успели, а после — не пожелали, решив, что Жеглова никто не сможет сыграть так, как это сделал Высоцкий.
«Гамлет»
Гамлет — самая известная театральная роль актера. Впервые в образе принца датского Владимир Семенович появился 29 ноября 1971 года и с тех пор выходил на сцену в этом спектакле даже тогда, когда его самочувствие оставляло желать лучшего.
«18 июля 1980 года. Опять „Гамлет“. Володя внешне спокоен, не так возбужден, как 13-го. Сосредоточен. Текст не забывает. Хотя в сцене „мышеловки“ опять убежал за кулисы — снова плохо с сердцем. Вбежал на сцену очень бледный, но точно к своей реплике», — писала в своем дневнике Алла Демидова.
Конец 60-х — время, пришедшее на смену оттепели, стало эпохой политизированных прочтений шекспировской пьесы. В этом спектакле Юрий Любимов обнажил социальную сторону конфликта, показав Данию-тюрьму, которая подавляет личность. Эффект от игры актеров усиливают декорации с могилой на авансцене (герои буквально ходят по краю) и передвигающимся занавесом-стеной. Гамлет Высоцкого говорил от лица поколения, пережившего крах надежд. Его герой не решает вопрос «быть или не быть», главная проблема Гамлета-Высоцкого — это тоска о том, что нет идеального устройства, в котором человеку такого уровня было бы хорошо.
«Мне очень повезло, потому что мне удалось сыграть роль Гамлета в том возрасте, в котором он действует в пьесе. Совершенно естественно, что каждый актер хочет сыграть Гамлета», — признавался Высоцкий.
«Вишневый сад»
Юрий Любимов редко нарушал монополию на режиссуру, но сторонние мастера все же ставили свои спектакли на сцене Театра на Таганке. Одним из таких случаев был «Вишневый сад», созданный опальным Анатолием Эфросом, в котором Лопахина сыграл Высоцкий. Это была еще одна его победа.
«Там есть момент, когда Лопахин купил вишневый сад и когда он бушует, так вот, когда он играл... Я помню, мы играли в клубе „Каучук“, и в театре, и где бы ни были, к этому моменту все закулисные работники, люди из бухгалтерии, откуда-то еще — все-все-все стягивались к кулисе и слушали этот момент. Он играл его так страшно, что вообразить трудно, как может выдержать человек такое бешенство: он так плясал, так кричал, так неистовствовал, что это было невероятно. Причем так было всегда», — вспоминал впоследствии Анатолий Эфрос.
Любимов категорически не принял этот спектакль, его раздражала эстетика Эфроса, его «чрезмерная» поэтичность, да и сама пьеса Чехова, которую он не любил. Несмотря на это, «Вишневый сад» со своим звездным составом (Высоцкий-Лопахин, Демидова-Раневская, Золотухин-Трофимов) продержался в репертуаре театра до самой смерти Высоцкого.