В издательстве «Эксмо» выходит роман «Порядочная женщина» Терезы Энн Фаулер. Книга посвящена Альве Смит, в замужестве — Вандербильт, знаменитой представительнице богемы начала XX столетия. По пышности приемов она соревновалась с богатейшими людьми США и Европы, но поставила на карту положение в обществе и часть состояния ради любимого мужчины. После смерти второго мужа Альва всерьез увлеклась движением суфражисток и активно спонсировала их.
-17% Порядочная женщина Твердый переплет 665 ₽ 799 ₽ -17% Добавить в корзину
Мы решили вспомнить, зачем женщины променяли балы, приемы или просто тихую жизнь на пикеты и митинги.
За право голосовать
Сложно сказать, что произошло в голове Альвы, обладавшей множеством привилегий, что она примкнула к суфражисткам. Но в 1908 году она услышала лекцию американской писательницы и активистки. Иды Харпер и изменила свою жизнь. Женщина жертвовала огромные суммы на поддержку своих единомышленниц, оплачивала их штрафы, выкупала из-под ареста, организовывала благотворительные приемы. Главной заботой Альвы стало женское избирательное право. К началу XX века белые образованные женщины частично могли участвовать в политической жизни США и Европы, поэтому ее усилия были направлены в основном на то, чтобы ввести в правовое поле темнокожих и иммигранток.
Однако даже представительницы высшего и среднего класса стали полноправными избирательницами лишь десятилетия спустя. В США этого права добились в 1920-м, в Великобритании — в 1928-м, во Франции — в 1944-м, а в Лихтенштейне, например, только в 1984 году.
Открытка, высмеивающая суфражисток.
В СМИ и на открытках начала XX века суфражисток изображали как полоумных и очень агрессивных террористок. Однако движение, а вместе с ним и вопрос о праве голоса зародились еще в 60-х годах XIX столетия. Сорок лет сторонники суфражизма пытались решить вопрос мирным путем. Но вежливые просьбы ни к чему не привели.
В 1905 году выпускница юридического факультета Кристабель Панхёрст (несчастье родиться женщиной не позволяло ей заниматься практикой) и работница фабрики Энни Кенни прервали выступление либералов Уинстона Черчилля и сэра Эдварда Грея. Женщины несколько раз поднимали руки и задавали вопросы, но почтенные джентльмены сделали вид, будто не замечают и не слышат их. Ответов Панхёрст и Кенни не получили. Тогда они развернули плакат «Голоса для женщин», за что их тут же вывели с собрания. Кристабель плюнула в лицо полицейскому, что расценивалось как нападение на стража порядка, и вместе с Энни угодила в тюрьму. После этого суфражистки перешли от слов к делу. Они устраивали благотворительные ярмарки и протестные акции, одиночные пикеты и то, что сегодня мы бы назвали перфомансами. А когда и это не принесло результата, занялись терактами.
Читайте также: Культура и терроризм в Российской империи
За право собственности и наследования
В финале пьесы Хенрика Ибсена «Кукольный дом» Нора, главная героиня драмы, заявляет мужу:
«Я была здесь твоей куколкой-женой, как дома у папы была папиной куколкой-дочкой. <...> Я думаю, что прежде всего я человек, так же как и ты, или, по крайней мере, должна постараться стать человеком. <...> Я не могу больше удовлетворяться тем, что говорит большинство и что говорится в книгах. Мне надо самой подумать об этих вещах и попробовать разобраться в них».
Вся коллизия сюжета заключалась в том, что женщина одолжила денег для лечения больного мужа, подделав подпись отца на векселях. С тех пор она была вынуждена брать мелкую подработку и отказывать себе во всем, чтобы вернуть деньги. Однако обман вскрылся, и именно для мужа она превратилась в лгунью, которой тот не может доверить воспитание детей. В итоге Нора оставляет семью и уходит из дома.
В 1889 году, когда была написана пьеса, женщины по всему миру почти не имели права на собственные деньги или имущество. В англосаксонской юридической системе довольно долго действовало правило «Coverture», согласно которому после замужества женщина теряла гражданскую правоспособность и переходила под полное попечение мужа. Именно мужчина располагал жизнью, здоровьем и наследством своей «подопечной». В США это правило было упразднено в 1848 году, в Великобритании оно теряло силу постепенно — с 1870 по 1893 годы. Во Франции право работать без согласия мужа женщины получили только в 1965-м.
Пьеса норвежского автора везде вызвала одинаковую реакцию: сторонники женских прав и свобод рукоплескали, противники — осуждали. Режиссеры Великобритании и Германии пытались изменить концовку. Согласно новой версии Нора не уходит из дома, а остается с мужем и детьми. Только после митингов в защиту произведения тексту Ибсена вернули оригинальный финал. В Штатах под осуждающий ропот критиков «Кукольный дом» был поставлен без купюр спустя четыре года после публикации в Норвегии.
За право обладания определенным статусом в обществе
Суфражисток волновали не только избирательные и имущественные права. Борьба велась и за образование. В когорте знаменитых суфражисток была Эмили Дэвисон — учительница, погибшая во время одной из акций. Она изучала биологию, химию, английский язык и литературу в колледже Сент-Хью при Оксфордском университете. На выпускных экзаменах девушка получила высший балл, но не была удостоена ученой степени.
Конечно, были и исключения. Так, в 1875 году Цюрихский университет впервые присудил докторскую степень женщине — польскому историку Стефании Волицкой. Но в эпоху промышленной революции экономика остро нуждалась в низкоквалифицированных кадрах. Поэтому незамужние девушки чаще всего могли рассчитывать лишь на роль домашней прислуги, фабричных работниц или помощниц в швейных и шляпных мастерских.
Женщины с образованием могли зарабатывать учительством или конторской работой. Почти всегда дамам приходилось выбирать между официальным замужеством и финансовой независимостью. Эта ситуация спровоцировала два явления: «стокгольмский брак» и «бостонский брак».
Первое из них появилось в Швеции (отсюда и название). Дело в том, что работающие женщины не могли себе позволить свадьбы (за бракосочетание и приданое должны были платить родственники невесты), и помолвка нередко откладывалась на годы. Все это время молодые просто сожительствовали. Нередко в таких гражданских браках рождались дети, которые принимались обществом. Так что у пары не было причин для спешки.
Бостонский брак — это сожительство двух женщин, стремившихся к финансовой независимости. Часто это были дамы из хороших семей с высоким положением в обществе. Далеко не всегда такой союз означал однополые отношения и был придуман скорее для взаимовыручки и помощи подруг, университетских товарок и коллег. Оба этих необычных для своей эпохи брака давали женщинам возможность оставаться самостоятельными личностями и быть включенными в правовое поле.
Арест одной из активисток движения.
За право выбирать партнера
Пересмотр архаичных брачных отношений начался еще в XVIII веке, а концепция романтической любви родилась на основе куртуазной культуры Средневековья. Но женщина XIX–XX столетия весьма часто была разменной монетой в браке, определенном родителями.
Развод же было очень сложно получить. Основаниями для расторжения брака были измена, болезнь, мешающая брачным отношениям и рождению детей, тяжкое преступление или уход в монастырь. В России, например, «виновная» сторона больше не могла вступить в новый брак. В Европе и США дело обстояло чуть проще: бывшие супруги могли создавать новые семьи, но едва ли могли избавиться от осуждающих взглядов общества. Именно поэтому разводы Альвы Смит-Вандербильт и ее дочери Консуэло вызвали шумиху сразу на двух континентах.
В одном из интервью Альва, которая уже вступила в ряды суфражисток, сожалела: «Я заставила свою дочь выйти замуж за герцога. У меня была абсолютная власть над ней».
Именно облегчение процедуры развода и правовая защищенность женщин в подобной ситуации стали еще одним полем борьбы для суфражисток. О том, как развивалась эта борьба, читайте в книге «Порядочная женщина» Терезы Энн Фаулер.