В издательстве «Эксмо» в новой обложке выходит переиздание дебютного романа Алексея Поляринова «Центр тяжести». Автор работал над своим произведением около шести лет — и не зря вложил в него столько времени и сил. В 2018 году роман был выдвинут на «Большую книгу», попал в лонг-лист «Национального бестселлера», а в 2020-м получил приз зрительских симпатий премии «НОС».
«Имя это следует запомнить. Быстрых результатов не ждать — Поляринов работает медленно и требовательно, но в перспективе он обрадует чем-то ни на что не похожим», — Дмитрий Быков.
Центр тяжести Твердый переплет ₽
Интересно, что роман «Центр тяжести» немного автобиографичен. Главный герой Петя Портной — своеобразное альтер-эго автора. Он тоже родился в поселке Рассвет Ростовской области, у него тоже есть младший брат, он обожает читать и увлекается переводом художественных романов. В интервью Esquire Алексей Поляринов рассказывает, что отчасти подарил герою свое детство, правда, смягчил то, что происходило в реальности: «Что-то из детства я описал в своем романе — в сцене, когда Петро убегает по лесополосе от них [детей из соседнего поселка], и вот это все автобиографично и даже немного смягчено. В жизни было жестче».
Сам автор признается, что никогда не сопротивляется, если вдруг случайно вписывает в текст что-то из своей личной жизни. Для него отношения детей с родителями, отношения с родиной или с городом, в который ты переехал, — основополагающее, то, что может стать своеобразным топливом, энергией для создания романа.
Условно в книге можно выделить три центральные темы, важные для автора. Это то, как литература переживает народную или историческую трагедию: в какой-то момент Петро начинает думать о том, как бежать из страны, превратившейся из родины в антиутопическое место, где за каждым могут прийти и увезти в неизвестном направлении. Вторая тема — искусство граффити, отражающее проблемы общества на стенах городских домов. В «Центре тяжести» кто-то из героев, уже знакомых читателю, начинает рисовать оппозиционные граффити, чтобы противостоять тоталитарному режиму своей страны. И третья тема — киберпанк. Она пронизывает все главы посвященные Егору, младшему брату Петро. Унаследовав способность к математике от отца, Егор становится выдающимся программистом и попадает в таинственную Компанию, где занимается разработкой самообучающегося алгоритма, который поможет спецслужбам отслеживать людей.
В 2018 году, когда «Центр тяжести» только вышел, Алексей Поляринов придумал своеобразный пиар-ход, чтобы прорекламировать свой роман. Он начал вести подкаст «Поляринов говорит» и записал три выпуска, посвященных центральным темам своего романа: «№ 1 — Культура и трагедия», «№ 2 — Бэнкси, пост-граффити и умный вандализм», «№ 3 — Откуда взялся киберпанк?». Стоит послушать, чтобы чтение романа стало более запоминающимся.
Читайте также: 7 лучших подкастов о чтении и литературе
Для российской литературы «Центр тяжести» — это что-то совершенно новое. Роман отличается тем, что постоянно меняет жанр: начинаясь как история взросления, он стремительно становится антиутопией, граничащей с киберпанком, кроме того, здесь можно найти сюжетные элементы детектива и даже сказки. Это намеренный авторский ход.
Популярный блогер, критик и переводчик строит свой роман по типу «Бесконечной шутки» Дэвида Фостера Уоллеса, которая не укладывается ни в какие рамки, меняясь из главы в главу и постоянно становясь чем-то совершенно новым. Именно литература США помогла начитанному автору дописать свой дебютный роман. Оттого чтение «Центра тяжести» становится детективной загадкой: получится ли у читателя считать все смыслы, все цитаты из произведений известных американских авторов? Чтобы всё получилось, мы попросили Алексея Поляринова поделиться с читателями списком рекомендованной литературы.
Рекомендация автора: что еще почитать, если понравился «Центр тяжести»:
1) «Под знаком черного лебедя», Дэвид Митчелл
2) «Облачный атлас», Дэвид Митчелл
3) «Град обреченный», Аркадий и Борис Стругацкие
4) «Правила Виноделов», «Мир глазами Гарпа», Джон Ирвинг
5) «Казус Кукоцкого», Людмила Улицкая
6) «Маленькая жизнь», Ханья Янагихара
7) «Краткая история семи убийств», Марлон Джеймс
8) «Рассечение Стоуна», Абрахам Вергезе
9) «Полная иллюминация», «Жутко громко и запредельно близко», Джонатан Сафран Фоер
10) «Белые зубы», Зэди Смит
11) «Убик», Филип К. Дик
12) «Виртуальный свет», «Идору», Уильям Гибсон
13) «Время смеется последним», Дженнифер Иган
14) «Проект Лазарь», Александр Хемон
15) «Отчаяние», «Бледный огонь», «Под знаком незаконнорожденных», Владимир Набоков
16) «История одного немца», Себастьян Хафнер
17) «Философы с большой дороги», «Коллекционная вещь», Тибор Фишер
18) «Дети Полуночи», Салман Рушди
19) «Поправки», «Свобода», Джонатан Франзен
20) «Летучий голландец», Эрик Маккормак