Картина-предчувствие, картина-манифест, картина-протест... как только не называли «Китаянку» Жан-Люка Годара. Фильм вышел в 1967 году накануне Студенческой революции, которая сотрясла Францию. Молодежь была очарована идеями Мао Цзэдуна, зачитываясь его знаменитым цитатником. В 1968 году на стенах парижских домов были написаны граффити и расклеены плакаты вот с такими лозунгами: «Будьте реалистами, требуйте невозможного!», «Революция невероятна, потому что она настоящая», «Культура — это жизнь наоборот». Последний из них мог бы стать манифестом самого фильма Годара, который еще накануне студенческих протестов понял, чем они будут вдохновлены и какая судьба им уготована...
Сюжет довольно-таки прост: группа французских студентов изучает жизнь и учение Великого Кормчего Мао, используя его труды как призму, сквозь которую они и воспринимают реальность. За основу был взят роман Федора Достоевского «Бесы». В Китае в разгаре была знаменитая Культурная революция, когда хунвейбины, совсем молодые красные активисты, на некоторое время стали главной силой в стране. И их французские собратья также оказались заворожены левыми идеями Мао Цзэдуна, призрак коммунизма бродит в их головах словно мелкий бес.
Годар прекрасно понимал всю бессмысленность и пафос царивших в ту пору идей среди французской молодежи. И что протест ради протеста ровным счетом ни к чему не приводит. Поэтому фильм выдержан в довольно резких красных тонах. Красный — это ведь не только цвет революции, но и цвет крови, которая пролилась в 1968 году.
В «Китаянке» чувствуется дух бурных шестидесятых. Если вы хотите ощутить дыхание той все более далекой и все более яркой для нас эпохи, то картина Жан-Люка Годара вам в помощь. Но прежде лучше перечитать «Бесов» Достоевского — писателя, чьи книги будут актуальны всегда.