Социальный подтекст, неразделенная любовь, решительность женщин на фоне мужской бесхарактерности: в фильме Веры Глаголевой есть все, чем так знамениты произведения Ивана Тургенева.
«Две женщины» — экранизация одной из самых востребованных пьес автора. «Месяц в деревне» ставили в театрах СССР, США, Франции, Великобритании и даже Испании. До сих пор в числе лучших остается спектакль Анатолия Эфроса, записанный для телевидения в 1983 году. Отчасти он и повлиял на первую в России полноценную экранизацию, созданную Глаголевой.
«Я работала с Анатолием Васильевичем в картине „В четверг и больше никогда“ и он приглашал меня на роль Верочки в своей постановке „Месяц в деревне“, в этом фильме поработать не пришлось, но, конечно, я была на премьере, а также смотрела спектакли с разными составами. Все это произвело какое-то важное на меня впечатление», — рассказала режиссер в одном из интервью.
Как и в пьесе, в фильме много отсылок к жизни самого Тургенева. Его современница, актриса Александринского театра Мария Савина вспоминала, что писатель и сам признавался в автобиографичности этого произведения:
«...Наталья Петровна существовала и в действительности. Теперь я забыла ее фамилию, но в Спасском Тургенев показывал мне даже портрет ее. И прибавил при этом: А Ракитин это я. Я всегда в своих романах неудачным любовником изображаю себя».
В канву фильма создатели добавили нового персонажа — чопорного Шаафа, прототипом которого был немец-гувернер, следивший за юным Тургеневым в Швейцарии, и несколько цитат из писем автора в диалоги героев.
Вера Глаголева собрала удивительную команду совершенно разных актеров. Ракитина в картине сыграл знаменитый британец Рэйф Файнс («Список Шиндлера», «Чтец», «Отель Гранд-Будапешт»), роль его возлюбленной досталась Анне Вартанян, а образ Аркадия Сергеевича воплотил на экране Александр Балуев. Для Никиты Волкова (Беляев) и Анны Левановой (Верочка) фильм стал одной из первых работ в большом кино. Также в картине задействованы француженка Сильви Тестю и немецкий актер Бернд Мосс.
Премьера «Двух женщин» состоялась в январе 2015 года. Зрителей фильм удивил не только бережным отношением к текстам Тургенева, но и визуальным отражением эпохи. Для Веры Глаголевой было важно приблизить образы героев к современным, поэтому создатели выбрали не романтичные 40-е — время, когда происходит действие пьесы, а более практичные и понятные 50-е, когда драма «Месяц в деревне» и была опубликована.
Съемки проходили в Новоспасском — бывшем имении Михаила Глинки. Специально для фильма были вновь построены оранжереи, столь популярные в середине XIX века и не сохранившиеся до наших дней. Весь реквизит либо собран из музеев, либо воссоздан с соблюдением старинных технологий. Особого внимания заслуживают костюмы, сшитые из натуральных тканей, предоставленных английскими фабриками. В кадре можно заметить даже подлинный флакончик парфюма «Imperial» середины XIX века, присланный Французским Домом Guerlain. Атмосферу эпохи дополняет и звуковое оформление: фортепианная музыка, шорох платьев, скрип мебели и перьев.
В итоге у Веры Глаголевой получился светлый (в кадре действительно много солнечного света) и поэтичный фильм, близкий по стилистике к прозе самого Тургенева.