Первый фильм по мотивам произведения Лермонтова вышел более века назад — это была картина «Демон» итальянского режиссера Джованни Витротти, снятая по одноименной поэме Михаила Юрьевича. А первая отечественная экранизация датируется 1926 годом: Владимир Барский создал ленту по мотивам романа «Герой нашего времени», называлась она «Княжна Мери».
Экранизировали произведения Лермонтова в разные годы такие режиссеры, как Сергей Герасимов и Сергей Параджанов. Из недавних работ (2011 год) стоит отметить многосерийный художественный фильм Александра Котта с Игорем Петренко в роли Печорина и Юрием Колокольниковым в роли Грушницкого. Но какую же работу можно назвать лучшей?
Герой нашего времени Твердый переплет
Пожалуй, телевизионный спектакль «Страницы журнала Печорина» режиссера Анатолия Эфроса, классика советского театра и кино. Главные роли в нем исполнили (внимание!): Олег Даль (Печорин), Андрей Миронов (Грушницкий), Леонид Броневой (доктор Вернер). Эфрос экранизировал лишь одну главу из романа «Герой нашего времени» («Княжна Мери»). Но как мастерски это сделано! Картина вышла в 1975 году, но и в наши дни просто невозможно оторваться от экрана. Даль и Миронов не играют, а буквально проживают жизни своих героев. Пожалуй, никому не удалось настолько хорошо постичь характер Печорина, как Олегу Далю (для сравнения посмотрите работы других актеров).
Фильм «Страницы журнала Печорина» был созвучен своей эпохе, эпохе застоя. 40-е годы XIX века — это апофеоз «николаевской России». И Лермонтов передал ее атмосферу в своем знаменитом романе. А Печорин оказался героем не только того, но и нашего времени. Вечным героем, поскольку застой в России имеет свойство повторяться.
Олега Даля не стало в 1981 году, он умер через шесть лет после выхода картины Эфроса. И роль Печорина — одна из лучших его работ.