Св. Петр исцеляет св. Агату в тюрьме. Джованни Ланфранко, 1614
Христианские предания полны историй об истязаниях, пытках и казнях. Не удивительно, ведь прообразом для жизнеописаний святых стала смерть Иисуса на кресте. С момента Христова Воскресения мученики стремились «пострадать за веру», а их «биографы» в своих сочинениях возводили их страдания в десятую степень. Что же художники? Скромно фиксировали житийные традиции и «прятали» в своих картинах и иконах намеки на мученические смерти персонажей.
-70% Садистская иконография. Портреты и истории мучениц и святых 435 ₽ 1449 ₽ -70% В корзину Контент 18+
Обо всех ярких случаях жесткости в изображениях святых вы узнаете из книги Алины Никоновой «Садистская иконография. Портреты и истории мучениц и святых». Мы же, внимательно прочитав этот труд, пересказываем пять леденящих душу историй о муках св. Люции, св. Агаты и других христианок.
Зуб Аполлонии Александрийской
Св. Аполлония. Франсиско де Сурбаран, ок. 1631
Перед вами красивая девушка с щипцами, в которых зажат зуб. В изображении Аполлонии Александрийской есть один подвох: ее внешний вид явно не соответствует ее возрасту.
Обычно в христианских преданиях подчеркивается, как хороши и юны были те, кто перенес мучения и остался верен своему Богу, но именно об Аполлонии мы знаем, что она была женщиной в годах, дала обет безбрачия и всю жизнь посвятила служению Христу. Сколько ей было лет, неизвестно, но Евсевий Памфил в «Церковной истории» назвал ее «дивной старушкой-девственницей».
Вполне возможно, она была диаконисой в храме, куда ворвались язычники, чтобы его осквернить. Аполлония пыталась увещевать их, но тщетно. Ее схватили, потребовали отречься от веры, а потом пытали. Первое, что сделали мучители, — выбили святой все зубы. Но когда ни это, ни множество других пыток не помогли, язычники разожгли костер, в который святая бросилась прежде, чем пришел палач. История неоднозначная, поскольку перед нами фактическое самоубийство, запрещенное в христианстве.
Но в конце концов отцы церкви, посовещавшись, пришли к выводу, что мученица сделала это, чтобы сохранить целомудрие (девственниц любого возраста в Римской империи не казнили), и причислили Аполлонию к лику святых.
Изображается она, как правило, юной и с щипцами к руках, в которых держит собственный зуб — символ начала мучений.
Груди Агаты Сицилийской
Св. Агата. Франсиско де Сурбаран, 1630–1633
Но зуб кажется не таким уж страшным по сравнению с тем, что лежит на подносе Агаты Сицилийской. Святая держит собственные отрезанные груди.
Агата родилась 8 сентября 235 года (редкая точность для той, у кого были все шансы остаться лишь местночтимой святой). Сногсшибательно красивая девушка имела массу поклонников и могла выйти замуж за любого из них. Но, будучи христианкой, уже к 15 годам решила сохранить девство. Расстроенные обожатели получали от ворот поворот, но с уважением относились к желаниям девушки. Так было до тех пор, пока в дело не вмешался префект Квинтиан. Он не только возжелал красотку, но и собирался стать аристократом благодаря браку с ней.
Квинтиан пытался соблазнить девушку. Он отправил ее в дом своей приятельницы, где и сама женщина, и пятеро ее дочерей убеждали христианку в том, что роскошная жизнь лучше мученической смерти. Все было тщетно, и тогда несостоявшийся жених донес на Агату. Сначала той удалось сбежать, но, устыдившись своего малодушия, она вернулась на Сицилию с намерением принять мученическую смерть.
Казнить девственницу было нельзя, так что ее для начала отправили в бордель, где та провела целый месяц. Дальше все было стандартно: тюрьма, дыба, пытки горящими свечами и... раскаленные щипцы. По одной из версий, ими девушке вырвали соски, по другой — тюремщики отрезали груди полностью. Именно это и сказалось на ее иконографии.
Перед смертью Агате явился святой Петр и исцелили все ее раны, так что мученица вполне легально изображается целой. На полотнах католических святых она держит на подносе свои груди. В православных иконах об этой детали пыток ничего не говорится, и святая изображена так же, как и сотни других.
Уже через год после смерти она чтилась как святая. Считается, что молитвы ей помогли отвести от Сицилии лаву вулкана Этна.
Керамика Юсты и Руфины
Св. Руфина. Диего Веласкес, 1629–1630 / Св. Юста. Франсиско де Сурбаран, 1640-е гг.
Думаете, милая девушка на картине Диего Веласкеса просто предлагает вам выпить чая или горячего молока? Конечно нет. Великий мастер света и тени изобразил одну из сестер-мучениц, пострадавших, не поверите, не только за свою веру, но и за свое ремесло. Вторую сестричку вы видите на полотне Франсиско Сурбарана.
Юста и Руфина родились в Севилье во второй половине III века в семье тайных христиан. По преданию, все свободное время девочки посвящали чтению Евангелия и мечтали служить только Христу. Их родители занимались гончарным ремеслом, и сестры помогали им в работе. С керамических чашек и мисок все и началось.
На один из праздников, посвященных богине Венере, требовалась глиняная посуда, и купить ее решили не где-нибудь, а у Юсты и Руфины, продававших свои изделия на местном рынке. Будущие мученицы отказались отдать товар, который будет использоваться в языческих ритуалах, и разгневанные люди перебили все, что принесли в этот день две хрупкие гончарки. Не долго думая, девчушки в ответ разбили статую самой Венеры. Этого горожане простить не могли. Юсту и Руфину схватили, долго пытали, придумывая все новые изощренные наказания, но переубедить не смогли. Юста умерла в темнице, Руфине перерезал горло лично правитель Севильи.
На иконографии святых, как правило, изображают вместе. В руках они держат глиняные горшки и пальмовую ветвь. Жители Севильи видят в них покровительниц города, поэтому на некоторых полотнах и фресках мученицы представлены с макетом башни Хиральды. В православии они тоже почитаемы как святые мученицы, но их изображения встречаются крайне редко.
Глаза святой Люции
Св. Люция. Содома, 1513
Эта девушка, родившаяся на рубеже III и IV веков, точно была историческим персонажем, но ее жизнеописание, возможно, несколько мифологизировано. Люция рано потеряла отца и была воспитана матерью-христианкой. Тяжелым ударом для нее стала болезнь нежно любимой мамы. Врачи оказались бессильны, и исцелили женщину только молитвы дочери. После этого Люция решила посвятить себя Богу, а значит, не выходить замуж и раздать свое огромное состояние бедным.
Увы, у девушки на тот момент уже был жених, который не оценил душевный порыв возлюбленной. По мнению Люции, он слишком докучал ей восхищенными вздохами и рассказами о ее прекрасных глазах. И довел ее до того, что дева просто выковыряла собственные очи и отдала их бывшему на блюдечке: пусть, мол, любуется.
Потрясенный юноша донес на невесту, ту схватили и пытали. Сначала девушку попытались отвезти в бордель, но, в отличие от Агаты, девственности она не лишилась. Люция будто вросла в землю, и ее нельзя было сдвинуть с места никакими усилиями. Дальше следовали стандартные пытки: свечи, щипцы, дыба (кстати, согласно одной из версий, глаза ей все-таки вырвали палачи), купание в кипящей воде, смоле и даже моче. Девушку ничто не брало, и тогда ей просто перерезали горло. Знакомый уже сюжет, не правда ли?
В иконографии Люция изображается с пальмовой ветвью и блюдом, на котором лежат глаза. Кстати, это одна из немногих общехристианских святых, чья православная иконография повторяет католическую: на некоторых изображениях Люции (Люсии) тоже встречаются глаза.
Цветы Доротеи Кесарийской
Св. Доротея. Франсиско де Сурбаран, 1640–1650
Если на полотнах или иконах вы увидите красивую девушку с цветами и фруктами, то, скорее всего, это Доротея (в православии — Дорофея) Кесарийская — еще одна мученица, растерзанная при римских императорах.
Доротея родилась в 279 году в Кесарии Каппадокийской. Как и ее предшественницы, она была убежденной христианкой, хранила девственность, обладала кротким нравом и помогала ближним. Поскольку Каппадокия была относительно безопасным для христиан местом, до поры до времени прятать свои убеждения Доротее не приходилось. Все изменилось с появлением императора Диоклетиана, начавшему гонения на христиан по всей стране. Девушку схватили, привели к местному правителю, который по традиции предложил ей отречься от Христа, но не смогли сломать и подвергли пыткам.
Стойкость Доротеи помогла вернуться в лоно христианской веры еще двум женщинам, в отличие от нее, испугавшимся горящих свечей и раскаленных щипцов. А когда мученицу вели на казнь, некий Феофил (то ли философ и ученый, то ли просто писарь) ехидно попросил ее:
— Невеста Христова, пошли мне из сада Жениха твоего розовых цветов и яблок.
— Я и действительно сделаю это, — ответила мученица.
В момент молитвы к ней пришел ангел и передал ей три яблока и три цветка розы, которые девушка попросила выслать Феофилу. Несмотря на это, святую казнили, а Феофил, не ожидавший такого подарка (дело было в феврале, а оранжерей с подогревом в Каппадокии III века не было и в помине), обратился в христианство.
***
Больше увлекательных и жутких историй про святых и их изображения вы найдете в книге Алины Никоновой «Садистская иконография».