Автор статьи: Елена Бриолле
Во Франции период с 1900 года до начала Первой мировой войны называют «Прекрасной эпохой». Это было мирное время, когда люди наслаждались жизнью и плодами технического прогресса, строили планы на будущее и совсем не думали о том, что скоро может произойти катастрофа.
-22% Чёрный, как тайна, синий, как смерть 467 ₽ 598 ₽ -22% В корзину
В своем новом историческом детективе «Черный, как тайна, синий, как смерть» писательница Елена Бриолле воссоздает атмосферу Парижа начала XX века. По сюжету детектив и художник Габриэль Ленуар узнает в жертве неизвестного убийцы свою натурщицу, а вместе с тем дочь германского посла. Теперь ему предстоит понять, как девушка оказалась среди французской богемы и кому она помешала.
В нашей статье рассказываем несколько интересных фактов о буднях и быте парижан в эпоху, когда Ленуару довелось вести свое расследование.
Технический прогресс
В эти годы жизнь стремительно ускорялась. Дома люди начали устанавливать телефоны, а полицейские для обмена информацией с коллегами из других городов и стран использовали не только письма, но и телеграммы. В кафе и салонах, кроме пианино, звучали звуки граммофона. На улицах Парижа все чаще можно было увидеть автомобили.
«Автомобиль выскочил на бульвар Вожирар и, подпрыгивая по булыжной мостовой, помчался в сторону бульвара Гарибальди. Ветер дул в лицо, лошади шарахались от грохочущего мотора железного монстра, прохожие замирали на тротуарах, в страхе пропуская его вперед».
Наука тоже не стояла на месте. В квартирах уже начинали включать электрические лампочки, а улицы освещали газовые фонари. Луи Пастер уже разработал вакцину от бешенства, а его дело продолжали выдающиеся ученые, в том числе русский биолог и специалист по иммунитету Илья Мечников.
Расцвет газет и журналов
Парижане строили метро, кинотеатры, акционерные банки и великолепные здания в стиле модерн... Жизнь ускорилась, и, чтобы держать руку на пульсе, нужно было следить за новостями! Никогда еще во Франции не издавалось столько газет и журналов, как в Прекрасную эпоху.
«Каждый день по французским киоскам расходилось полтора миллиона экземпляров газеты Le Petit Parisien. На первой полосе гордо сообщалось читателям, что это был самый крупный тираж периодического издания во всем мире. Даже Америке не удавалось побить этот рекорд. Только в Париже газету разносили триста крикунов, и еще столько же тележек увозили ее на вокзалы, откуда пачки Le Petit Parisien отправлялись в провинцию. В редакции и типографии на улице Энжьен работало четыреста человек».
Время на отдых
Именно в Прекрасную эпоху все французы завоевали себе право на отдых. Так, с мая каждые выходные парижане выезжали в пригороды подышать свежим воздухом и покататься на лодках.
«Спустив лодки на воду, парижане забывают о столичных проблемах. В одной лодке дети подгоняют сидящего на веслах папу, чтобы тот обогнал соседей. В другой — молодой повеса играет со своей спутницей в „да и нет“. В третьей хором горланят песни и кричат „Оэ!“ при встрече с другими водными путешественниками. Ялики, душегубки, байдарки, челноки сталкиваются, смешиваются и скрещиваются, при этом парусники Аржантёя игнорируют паромщиков из Круасси, а ялики Шату соревнуются с лодками Буживаля, пытаясь похитить у соседей понравившуюся им красавицу прямо на воде. Над всеми ними возвышается пароход „Турист“, перевозящий пассажиров от вокзала д’Орсэ в западные окрестности Парижа».
А по воскресеньям весь парижский бомонд отправлялся на одно из самых популярных развлечений эпохи — скачки на ипподроме Лоншан!
«В воскресный день ипподром Лоншан наводнялся толпами людей. Высший свет и простые жители города, нелегальные букмекеры и узаконенные представители общества Pari Mutuel, заведующего всеми букмекерскими конторами, любопытствующие и карманники, проститутки и дамы благородных кровей — все собирались здесь... Нет, не ради того, чтобы полюбоваться лошадями, а ради азарта игры. Десятилетний паренек продавал программы. Рядом предприимчивые торговцы кричали: «Кому карандаш? Бинокли! Аренда биноклей!» Дети бегали вокруг мамаш, а отцы подходили покупать последние выпуски газет «Le Jockey» и «Auteuil-Longchamps». Со всех сторон раздавались призывы: «Делайте ставки! Гарантия победы за два франка!»
Духи и туманы
Главным украшением Прекрасной эпохи были женщины. Одни — независимые суфражистки, отстаивающие свои права, вторые — заботливые матери, а третьи — богини полутьмы, обслуживающие клиентов-мужчин в борделях, пока их жены ходят за покупками в новый большой магазин «Галери Лафайет»...
«При этом журналистка вытащила из сумочки флакончик духов от Марселя Франка и нажала пальчиками на резиновую грушу вапоризатора, выпуская на свою шейку ароматное облако. Ленуар невольно повел усами. В воздухе запахло фиалками...»
Опьянение как лейтмотив эпохи
Одним из ярких символов эпохи стал абсент. Если в 1874 году французы выпивали 700 000 литров абсента, то к 1910 году эта цифра уже достигала 36 000 000 литров. Недаром Мане, Дега, Тулуз-Лотрек, Пикассо изображали на своих картинах любителей абсента...
«Официант принес графин абсента. Поставив на стол два стеклянных бокальчика, он накрыл их длинными плоскими вилками, положил сверху по кусочку сахара и налил зеленый напиток так, чтобы сахар полностью им пропитался и начал таять. Затем официант чиркнул спичкой и поджег то, что осталось на вилке. Огонь завораживающе вспыхнул голубым пламенем и вскоре погас. Официант поклонился и протянул Ленуару счет...»
Рост городской преступности — «Апачи»
«Апачами» в начале XX века в Париже называли бандитов, которые отличались особой «дикостью и жестокостью». Однако даже самые страшные преступники в Прекрасную эпоху заботились о своем внешнем виде.
«Тем временем нападающий вскочил на ноги. Перед Ленуаром стоял подросток лет семнадцати из банды апачей. „Апачами“ в Париже называли уличных разбойников из рабочих районов города. Как и все еще не очень умные, но уже очень смелые молодые люди, они стремились выделиться на фоне толпы и самые отчаянные щеголяли в красных или желтых галстуках, ярких ботинках, клетчатых брюках, полосатых жилетках и фуражках...»
Приближение Первой мировой войны
Если для многих парижан война с Германией наступила совершенно неожиданно, то в политических и экономических кругах уже давно понимали, что рано или поздно интересы двух стран должны будут столкнуться. Ничто прекрасное не длится вечно... События романа развиваются на фоне нарастающего напряжения между Францией и Германией.
«После того как Франция потеряла в войне с Пруссией Эльзас и Лотарингию, в стране теплились реваншистские настроения. Быстрый экономический рост Германии и строительство немецкого флота настораживали не только французов, но и англичан, которым в ответ тоже приходилось строить новые корабли. Соперничество между странами нарастало. В колониях уже начались первые столкновения, и этот огонь в любой момент мог перекинуться на Европу. Франция была вынуждена заключить союзнический договор с далекой Российской империей и даже со своими историческими врагами — англичанами. Никто об этом открыто не заявлял, но вся Европа сидела на пороховой бочке».
***
В романе Елены Бриолле «Черный, как тайна, синий, как смерть» сыщик Габриэль Ленуар расследует загадочные обстоятельства смерти дочери германского посла. Для воссоздания атмосферы Прекрасной эпохи писательница изучала архивные документы, мемуары, почтовые карточки и вырезки из газет начала XX века. Книга понравится всем, кто увлекается историей Франции, искусством и любит захватывающие детективы с неожиданным концом.