Встречи с авторами Подбор подарка
12 апреля, 2023

Как поставить на место принца и заработать миллионы: правдивые мемуары гейши

В чем не прав писатель Артур Голден и как на самом деле живут девушки из квартала благородных развлечений

Раиса Ханукаева
Редактор сайта eksmo.ru
Как поставить на место принца и заработать миллионы: правдивые мемуары гейши

В издательстве «Эксмо» вышла книга «Жизнь гейши», написанная одной из самых популярных и высокооплачиваемых японских гейш Минэко Ивасаки. Много лет читатели судили об этой профессии по роману Артура Голдена, но теперь у нас есть шанс узнать о ней из первых уст.

О том, каким статусом обладали гейши, как жили и общались с клиентами, — читайте в нашем материале.

Артур Голден и Роб Маршалл всех обманули

Помните знаменитый роман «Мемуары гейши», а также одноименный фильм, снятый по его мотивам? Разумеется, автор бестселлера Артур Голден и режиссер картины Роб Маршалл с самого начала заявляли, что это лишь художественное произведение, однако о жизни гейш читатели и зрители долгое время судили именно по их «Мемуарам...». Что там не так?

Жизнь гейши. Мемуары самой известной гейши в мире -22% Жизнь гейши. Мемуары самой известной гейши в мире 705 ₽ 904 ₽ -22% В корзину

Начнем с того, что главная героиня Саюри ассоциируется с одной из самых известных гейш современности — Минэко Ивасаки, хотя Голден интервьюировал многих представительниц этой профессии. В отличие от дочери рыбака Саюри, Минэко происходила из древнего аристократического рода, пусть и обедневшего. И не была «продана» в квартал гейш, а сама решила там поселиться. Кстати, о происхождении: ее выговор был мягче, чем выговор остальных гейш, и ей приходилось переучиваться.

Кадр из фильма «Мемуары гейши»

Минэко не боролась за наследство, как рассказано у западных авторов. Младшая и самая любимая дочь своих родителей, она вполне могла бы остаться дома. Но госпожа Оима, хозяйка Окия Ивасаки, увидела прелестное дитя и решила, что именно эта девочка должна стать ее преемницей — ататори. С самого начала Минэко осознавала, что она наследница дома и школы гейш и бояться конкуренции бессмысленно.

«— Как тебя зовут? — спросила я пса. Но тот только гавкнул в ответ.
— О, — сказала госпожа Оима, — это Джон.
— Ему больше подошло бы имя Большой Джон, — ответила я.
— Ну что ж, тогда мы, наверное, будем звать его Большой Джон, — согласилась госпожа Оима. <...> - Юная госпожа Масако считает, что Большой Джон — гораздо лучше. <...> А если так считает юная госпожа Масако, то так мы его и будем звать. Слушайте все. С этой минуты я хочу, чтобы все звали этого пса Большой Джон».

«Жизнь гейши», Минэко Ивасаки

Минэко Ивасаки в молодости

Только став взрослой и начав зарабатывать, Минэко почувствовала, что конкуренция и зависть могут привести к тяжелым последствиям. Нападения на улице и иголки в кимоно привели к тому, что девушка решила поддержать своих же конкуренток и помогать им с клиентами.

Гейши зарабатывали больше, чем многие мужчины

В книге Голдена гейши представлены как женщины, не имеющие права на собственное мнение. Это несчастные бессловесные существа, призванные ублажать богатых клиентов и ничего не получающие взамен.

Уверяем вас, все совсем не так.

«Гейша в первую очередь — деятель искусства. Понятно, что ее приглашали для того, чтобы она украшала вечер, но главная задача таких женщин — поддерживать интеллектуальный диалог о литературе и искусстве с гостями. Они были обязаны играть на музыкальных инструментах и танцевать», — рассказывает японистка Маргарита Круглова.

Гейши-музыканты, играющие на традиционных инструментах

По словам Маргариты, гейши, в отличие от других японских женщин, обладали определенной независимостью:

«Доход гейши был в разы больше дохода многих мужчин. И по сравнению со многими японскими женщинами, которые жили с семьей и выполняли тяжелую работу, гейши были свободными и независимыми. В книге героиня рассказывает, как она ездила с подружками в отпуск на Окинаву, и это для косной Японии тоже показатель статуса».

Сама Ивасаки в книге не раз подчеркивала, что старшие гейши могущественны и богаты. Правда, эти блага приходилось зарабатывать сутками напролет:

«Жизнь с матушкой Сакагути стала потрясающей возможностью узнать, как строится бизнес гэйко. Она была бесподобной бизнес-леди и по настоящему влиятельной личностью. Мне нравится про себя называть ее „крестной матерью“ нашей округи. К ней постоянно обращались, прося ее влияния, вмешательства или совета».

«Жизнь гейши», Минэко Ивасаки

Кстати, до XVIII века гейшами могли быть только мужчины. Женщины вообще не допускались к каким-либо делам, кроме дома.

Мужчина-гейша

Власти гейш было достаточно, чтобы поставить на место саму королеву

О том, что гейши ценили себя, говорит и тот факт, что они не обязаны были лебезить перед клиентами. Минэко Ивасаки не раз бывала на вечеринках для сильных мира сего и не раз ей приходилось выходить из сложных ситуаций. Спуску героиня книги не дала даже принцу:

«Я обмахивалась одним из моих любимых вееров. Принц Чарльз улыбнулся и спросил:
— Можно мне посмотреть?
Я протянула ему веер. Но не успела я и глазом моргнуть, как он достал ручку и расписался на моем веере: „’70 Charles“.
„О нет!“ — ошеломленно подумала я. Я так любила этот веер. У меня в голове не укладывалось, что он оставил автограф на моей вещи, не спросив моего разрешения. „Мне плевать, кто он такой, — подумала я. — Кто бы он ни был, это ужасно грубо“. Принц Чарльз хотел было вернуть мне веер, очевидно считая, что мне его жест будет приятен. Я, как могла, сказала по-английски:
— Я сочту за честь, если вы примете этот веер как подарок от меня. Это один из моих любимых вееров.
Принц, похоже, оказался в замешательстве.
— А вам не нужен мой автограф?
— Нет, спасибо.
— Такого никто мне прежде не говорил».

«Жизнь гейши», Минэко Ивасаки

Королева Елизавета, Минэко Ивасаки, принц Чарльз

Досталось от Минэко и матери Чарльза, королеве Елизавете, которая, по мнению гейши, проявила неуважение к устроителям банкета. Девушка начала флиртовать с герцогом Эдинбургским, тем самым раздражая его супругу:

«Королева так и не прикоснулась к блюдам на своей тарелке. Я продолжала болтать с ее мужем и придвинулась к нему самую чуточку ближе, создав впечатление интимного общения, которое, как мне показалось, для большинства присутствующих будет неощутимо. Зато ощутимо для одной конкретной женщины. Я снова глянула на нее. Королева, похоже, была не в духе. Приятно знать, что и королевы тоже люди».

«Жизнь гейши», Минэко Ивасаки

Гейши не занимались проституцией

В своем романе Артур Голден описывает следующую сцену: Саюри должна пройти ритуализированную потерю девственности и продать ее тому клиенту, который больше заплатит. И несмотря на то, что автор ссылался на диктофонные надиктовки Минэко Ивасаки, которые якобы были в его распоряжении, этот эпизод все-таки стоит рассматривать как художественный вымысел.

Продажа девственности действительно практиковалась в Японии до середины XX века. Но занимались этим юдзё — женщины, вовлеченные в проституцию. Они, кстати, тоже обладали определенным статусом, должны были иметь базовые навыки игры на музыкальных инструментах и уметь танцевать. В социальной иерархии они помещались выше, чем, например, буракумины — каста людей, занимавшихся «грязными» профессиями (кожевники, могильщики, мясники и так далее).

Что же до гейш, то, надеемся, мы убедили вас в том, что их положение в обществе было весьма завидным даже в рамках привилегированных сословий. Но это не значит, что гейша не могла иметь любовников (на это обитательницы чайных домиков часто смотрели сквозь пальцы) или быть в прошлом юдзё.

В своей книге Минэко Ивасаки рассказывала о девушке по имени Юрико, которая в 12 лет попала в бордель. Успела ли она «продать» девственность или нет, мы не знаем, но с помощью связей и влияния неравнодушные люди сумели спасти ребенка, а затем устроить девочку в престижную школу гейш.

Кстати, сами гейши имели право выходить замуж и даже совмещать свое ремесло с домашней жизнью, если, конечно, на это хватало сил.

Минэко Ивасаки с семьей после выхода «на пенсию»

Гейши были людьми искусства, но почти не создавали ничего своего

Япония известна незыблемостью традиций. Любые перемены там происходят очень медленно и встречают массу препятствий. Развитие искусства — не исключение. Традиционные танцы, музыка и живопись будто застыли во времени, и гейши, несмотря на то что название этой профессии переводится как «человек искусства», лишь воспроизводят то, что уже создано.

«На мой взгляд, гейши служили поддерживающим элементом для всей системы традиционных японских искусств. Они использовали все составляющие — одежду, танцы, музыку, — доносили ее до широкой публики и позволяли этому сплаву существовать дальше без изменений», — рассказывает Маргарита Круглова.

Так, каждое кимоно для гейши стоило как новый дом, старшая наставница главной танцевальной школы избиралась раз в три поколения, а обучение игры на музыкальном инструменте начиналось с раннего возраста.

Несмотря на все свои способности и таланты (у Минэко Ивасаки брала уроки сама Майя Плисецкая), в искусстве гейша только следовала правилам, не имела права создавать свои произведения и даже переходить из одной «касты» художников в другую. Поэтому дорога гейши в живопись или исключительно танец была закрыта.

Книги по теме
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 80486 книг
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 80486 книг

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации