Зимние праздники — время радоваться чудесам и чуть-чуть поддаваться древнему ужасу. Чтобы коротать длинные вечера, наши предки придумывали сказки, в которых фигурировали небывалые чудовища, приходящие сначала на Йоль, а потом и на Рождество. Рассказываем о самых знаменитых из них.
Рождественский козел: главное парнокопытное зимних праздников
Отнюдь не красноносый олененок Рудольф, а самый настоящий козел был главным рождественским животным скандинавов. В Швеции, Норвегии и Исландии молодые ряженые ходили от хутора к хутору в масках козлов, танцевали, пели песни и даже оскорбляли хозяев, впрочем, так, чтобы те не сильно расстроились и все-таки угостили колядующих чем-нибудь вкусным. Откуда пошла традиция переодеваться именно в это животное, точно неизвестно. Возможно, она связана с языческими праздниками и культом бога Тора, который разъезжал на колеснице, запряженной двумя козлами — Тангрисниром и Тангниостром. Некоторые исследователи уходят еще дальше в историю и связывают появление Йольского, а затем и Рождественского козла с протославянской традицией беречь всю зиму последний сноп сена, который полагался невидимому духу парнокопытного.
Сегодня статуэтки, фигурки и скульптуры Йольского козла можно увидеть на улицах скандинавских городов. Нередко его образ пересекается с образом уже знакомого нам Рудольфа, а вот имя Julebukk, или Julbock, неожиданно и совсем неправомерно было отдано другому персонажу. В Швеции и Эстонии Йоулупукки называют Санта-Клауса.
Мари Луид: зомби-кобыла Рождества
Продолжаем тему копытных. Первые свидетельства об этой странной рождественской твари зафиксированы в Уэльсе в 1800 году. Впрочем, обычай ходить по домам с Мари Луид мог появиться намного раньше. Такие походы очень напоминают колядки на континенте: те же ряженые, те же куплеты, то же время — зимние праздники. Но иногда Мари Луид со своей свитой появлялась в канун Хэллоуина и ходила по домам вплоть до Крещения.
И сама лошадка, и ее спутники выглядели весьма колоритно. Человек, переодевавшийся в Мари Луид, до макушки оборачивался в балахон, а в качестве головы и шеи брал череп лошади (или его имитацию) на жерди. Иногда череп был с подвижной челюстью, которой управлял либо сам актер, либо «конюх». Помимо Мари Луид и «конюха» в свиту входила еще и враждебная к окружающим парочка — Панч и Джуди. Традиционно это были марионетки, но иногда их роли исполняли люди. До XX века ряжеными были только мужчины, несмотря на то что Мари Луид считается кобылой. Столетие назад традиция вождения зомби-лошади почти умерла, но сейчас она снова возвращается, уже с участием женщин.
Нам не удалось найти мифологию Мари Луид. Даже происхождение ее имени Mari Lwyd очень спорно. По одной из версий, кличка происходит от слов llwyd (в переводе с валлийского — «серая») и mare («кобыла»). Согласно другой версии, имя персонажа — это искажение фразы «святая (благословенная) Мария». Скорее всего, Мари Луид — это просто колядовальная кукла, с которой ряженые исполняют куплеты и прибаутки взамен на тепло, еду и питье.
Йольский кот и его семейка
Снова возвращаемся в холодную Скандинавию, где между холмами Исландии засел страшный Йольский кот размером с быка! В канун Рождества он выходит из своей пещеры и — не поверите! — съедает тех, кто к Святкам не обзавелся шерстяной обновкой. Ужастик этот связан с тем, что овцеводство и вязание шерстяных вещей были одними из важнейших ремесел в Исландии в Средневековье и Новое время. Обработка шерсти длилась как раз до Святок. Часть продукции отправляли на продажу, а из остатков вязали теплые вещи для членов семьи, чаще — для подросших детей. А чтобы те не ленились и помогали в работе, родители пугали их Йольским котом.
Впрочем, котик — животное домашнее. И живет он не один, а в пещере великанши Гриллы. Эта крупная во всех смыслах женщина обладала столь ужасной внешностью, что пугала даже собственного мужа. В ночь перед Рождеством она, по поверьям исландцев, спускалась в долины и поедала непослушных детей. А вот ее отпрыски — гномы Йоласвейнары (не спрашивайте, как у великанши могли родиться гномы, мы не знаем), — наоборот, дарили подарки покладистой ребятне.
Крампус — воплощение рождественского ужаса
Испугаться на Рождество — милое дело. И по такому случаю жителями Альп был придуман Крампус — спутник и антипод святого Николая.
Вообще-то Крампус известен еще с языческих времен. В немецком фольклоре он олицетворял собой приход зимы, а его имя, по одной из версий, происходит от древневерхненемецкого «Krampen» — «коготь», по другой — от баварского слова «Krampn», то есть «нечто мертвое, высохшее». Альтернативные имена злого духа — Hörnernickel (Рогатый Николай), Klausentreiben (Дикий Клаус) и Klausjagen (Клаус-яген, тут можно вспомнить славянскую Бабу-ягу).
Выглядит это чудовище весьма колоритно. В разных регионах его описывают по-разному, но общие черты таковы: бурая или черная шерсть, которой дух покрыт с головы до ног, козлиные рога, парные копыта и длинный язык. На современных изображениях Крампус напоминает скорее традиционных чертей или сатиров, нежели древнего монстра.
В зависимости от регионов, различаются и «задачи» злого духа. Почти всегда он жрет или крадет непослушных детей. Но где-то оставляет розги, чтобы родители воспитывали малышню на протяжении всего будущего года, а где-то рассаживает по углам страшных существ, также для детского устрашения. Сегодня Крампус превратился в более комичного, нежели страшного персонажа, и на открытках он сопровождает Санта-Клауса, напоминая хулиганам о важности хорошего поведения.