Классическая литература учит читателя не делить мир исключительно на черное и белое. Действительно, встречаются произведения, где добро и зло разграничены предельно четко, антагонист вступает в схватку с протагонистом, а хорошее вечно стремится одержать победу над дурным. Но что, если посмотреть шире?
В нашем материале речь пойдет о трикстерах — персонажах, находящихся на грани добра и зла. Как правило, такие герои отличаются склонностью к плутовству и мелкому мошенничеству. Трикстеры не в меру активны, и даже настигающая их расплата за грехи не останавливает авантюристов от новых свершений. Нередко они оказываются двойниками главных героев, оттеняя их образы и добавляя красок стандартному развитию событий.
Несмотря на то что образ трикстера предполагает целый арсенал сомнительных качеств, в наших персонажей сложно не влюбиться, ведь, помимо внушительного списка недостатков, они обладают весомым достоинством: безграничным обаянием.
Кот Бегемот
О своей «трикстерской» природе очаровательный и вместе с тем жутковатый приспешник Воланда заявляет сразу. И в отличие от большинства других подобных персонажей, Бегемот настоящий оборотень, он меняет свой внешний вид совсем не фигурально. Герой Булгакова может принимать обличье «кота, громадного, как боров, черного, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами», «толстяка в рваной кепке» и, наконец, «худенького юноши, демона-пажа, лучшего шута, какой существовал когда-либо в мире». В виде человека персонаж куда менее симпатичен: он устраивает переполох в здании Зрелищной инспекции, пожар в Торгсине и Доме Грибоедова, избивает и похищает Варенуху в общественном нужнике.
Под маской кота же Бегемот способен поразить присутствующих безупречными манерами, приятной речью и даже своеобразным чувством юмора. Что же до хрупкого юноши, то здесь у читателя не останется никаких шансов устоять перед притягательностью верного слуги сатаны.
Гекльберри Финн
Нередко в литературных произведениях трикстер выступает в качестве двойника главного положительного героя. Яркий тому пример — бродяга Гек, лучший друг Тома Сойера. Находчивый паренек постоянно находится в бегах — вольная жизнь делает его предприимчивым, хитрым и вороватым. Все свои умения, которые, очевидно, не сулят их обладателю ничего хорошего, Гекльберри готов передать Тому. Второй, правда, и сам горазд на сомнительные выходки, однако именно Финн является идейным вдохновителем Сойера, вселяя в его душу романтичные, но такие опасные мечты о пиратстве, побеге из дома и беспризорной жизни вдали от надоедливых взрослых.
И все-таки Гека никак нельзя назвать полностью отрицательным персонажем, как, впрочем, и положительным. Балансируя на грани добра и зла, он тем не менее не обделен качествами настоящего героя. Способен Гек и на смену так называемой «маски», достаточно вспомнить его попытку остепениться и предпочесть бездомной жизни тепло и уют жилища состоятельной вдовы Дуглас. Однако любовь к бродяжничеству и свободе в конце концов одержит победу: Гек снова ударится в бега, стремясь к мечте, которую, конечно же, отвергнет, едва заполучив.
Остап Бендер
Как нетрудно догадаться, самый яркий трикстер русской литературы — Остап Бендер, герой дилогии Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Согласно всем законам жанра, голубоглазый молодой человек в модном костюме — плут, обманщик и страстный любитель небылиц. Вспомните хотя бы историю с его происхождением: Остап называет себя «сыном турецко-подданного», хотя доподлинно о его родителе ровным счетом ничего не известно, и в контексте поведения «великого комбинатора» в рассказанной истории легко усомниться. В слова Бендера, впрочем, все, включая читателя, готовы с удовольствием поверить.
Кроме того, Остап вобрал в себя практически все черты, присущие мифологическим образам трикстеров. Казалось бы, он преследует благую цель — начать совершенно иную жизнь, однако использует для этого методы, противоречащие нормам жизни. Остап — имитация отрицательного героя, снабженного при этом бездной обаяния. Помимо прочего, Бендер обладает уникальным талантом примерять на себя разные социальные роли, виртуозно менять маски: художник, помощник якобы приближенного к императору Воробьянинова, милиционер, представитель пожарной инспекции и многие другие.
Чеширский кот
Чеширский кот — трикстер, стоящий на границе нормального и бессознательного. Сам себя обладатель волшебной улыбки признает вне существующих норм, но при этом остается, как ни удивительно, единственным разумным существом среди всех обитателей Страны чудес. Возможное наказание за трюки и проделки, а также недопустимое свободомыслие вовсе не пугают кота.
Отказываясь играть по заданным правилам, он позволяет себе поступать так, как ему вздумается. Добр ли странный Алисин проводник? Едва ли. По крайней мере, склонности к геройским поступкам у него не наблюдается, однако и приписывать кота к лиге отъявленных злодеев вроде Червонной Королевы тоже не стоит. Зато высказанные им мысли вполне можно использовать в реальной жизни, которая так же, как и Страна чудес, полна абсурда.
Кстати, бытует мнение, будто Чеширский кот — двойник самого Льюиса Кэрролла. Находясь одновременно «и внутри и снаружи», он будто бы путешествует между двумя мирами, то и дело направляя Алису по верному пути, а кроме того, похоже, прекрасно знает, чем же закаончится история. Возможно, именно это знание и позволяет ему оставаться таким спокойным.
Солдат Швейк
Об истинном лице неунывающего, упитанного и очень симпатичного героя романа чешского писателя Ярослава Гашека споры ведутся до сих пор. Так, например, советские литературоведы утверждали, будто под маской глупости и простодушия скрывался вполне себе умный человек, тогда как в некоторых других странах бытует мнение, что забавный персонаж и в самом деле непроходимо глуп. Вторую версию тоже можно принять на веру: идиотизм вояки отлично коррелирует с абсурдностью происходящего в мире. Иными словами, Швейк должен послужить читателю этаким увеличительным стеклом, которое покажет во всей красе бессмысленность войны. Впрочем, вне зависимости от того, какую теорию выберете вы, герой, вне всяких сомнений, относится к классическим трикстерам.
Вспомните, как во время беседы с врачами из сумасшедшего дома Швейк, демонстрируя высшую степень нормальности, убеждает специалистов в собственном идиотизме: «Совсем не симулянт, господа! — защищался Швейк. — Я самый настоящий идиот». Прикидываясь глупцом, солдат предстает перед читателем высококлассным симулянтом, бесшабашным и обаятельным авантюристом. К слову, традиционно считается, что знаменитый персонаж списан Гашеком с... себя самого. Тому тоже были совсем не чужды плутовские проделки и безумные поступки.