Кинематографист и автор книжных бестселлеров Кристофер Кенворти решил проникнуть в миры нескольких важных режиссеров современного Голливуда, причем выбрал героев, чьи работы сильно контрастируют друг с другом, но неизменно появляются в списках номинаций самых популярных кинонаград мира.
По мнению Кенворти, книга «Как снимают блокбастеры» будет полезна тем, кто мечтает связать (или уже связал) свою жизнь с кинематографом. Но разбираться в том, как именитые режиссеры манипулируют сознанием зрителей и рассказывают свои истории, может быть интересно не только киноманам и фанатам Скорсезе, Тарантино и Спилберга, но и тем, кто просто хочет знать, как все устроено за кулисами.
Как снимают блокбастеры Тарантино, Скорсезе, Спилберг. Инструменты и раскадровки работ лучших режиссёров Мягкая обложка
Чего действительно не хватает этой тщательно проработанной и невероятно интересной книге, так это спрятанной внутри флешки с рекомендованными автором фильмами. Ведь вам точно захочется их пересмотреть после прочтения.
Первой «жертвой» писателя стал Мартин Скорсезе, чей путь к славе и всеобщему обожанию был тернист и долог. Однако, добившись успеха, режиссер не теряет хватки, работает только с тем материалом, который кажется ему интересным, и не собирается прогибаться под быстро меняющиеся вкусы зрителей и желания индустрии.
Раскадровки
Кенворти как будто раскладывает фильмы Скорсезе на мельчайшие части и рассказывает о том, как работает режиссер. Например, заостряет внимание зрителей на переменах в жизни героев, их общем состоянии. Помните самое начало культового «Таксиста»? В книге мы видим работу Роберта Де Ниро и Сибилл Шепард «под микроскопом», писатель следит за каждым их шагом, поясняя, зачем и почему Скорсезе снимает важные сцены только так, а не иначе, позволяя публике не пропустить ничего, что в дальнейшем поможет раскрыть сюжет и характеры. В уже гораздо более позднем «Авиаторе» режиссер акцентирует внимание на шатком положении, конфликтах и борьбе героев и злодеев. Вы увидите, каким образом камера концентрируется на реакциях персонажей на различные ситуации.
Читайте также: Кино по классике: «Молчание» Мартина Скорсезе
Визуальные символы и глубина
Отдельный акцент автор этой книги делает на символизме и глубине в картинах Скорсезе. Обращали ли внимание, что во время просмотра неосознанно начинали понимать, какое место занимают герои в сюжете и что грозит им в дальнейшем? Этот прием режиссер активно использует в культовых «Авиаторе» и «Отступниках». И чем больше в кадре свободного пространства, тем более шаткое у персонажа значение для истории, возможно, уже в следующей сцене он исчезнет навсегда.
Скорсезе любит играть со зрителями, открыто не показывая чего-то важного, а давая обсудить это второстепенным героям в «Отступниках» или показывая лишь финальную точку, уже случившийся факт, как это было в «Бешеном быке».
Операторские решения
Важный элемент фильмов Скорсезе — напряженные сцены. Книга дает ключ и к этому творческому тайнику: простота и минимализм в сочетании с геометрией и актерской игрой. Писатель отмечает, что героев, например, «Отступников» или «Волка с Уолл-стрит» режиссер показывает так, чтобы запутать зрителей, он не дает подсказок, кто перед ними, тем самым заставляя присматриваться и прислушиваться к каждому кадру и звуку с экрана.
А если инсайтов из «Как снимают блокбастеры» вам покажется мало, обратите внимание на монументальную книгу Т. Шона «Мартин Скорсезе. Главный „гангстер“ Голливуда и его работы: от первой короткометражки до „Волка с Уолл-стрит“», рассказывающую о непростом пути становления режиссера.
Дмитрий Бортников, @filmoman