Что делают с режиссером, покусившимся на классические произведения? Довольно часто «доброжелательные» критики предлагают ему самостоятельно выпить яд. Но если бы не было бунтарей, не было бы и искусства. Мы решили вспомнить фильмы, создатели которых забыли о священности текстов и отыгрались на классике по полной.
Монти Пайтон и священный Грааль (1975)
Режиссеры: Терри Гиллиам, Терри Джонс
В основе: легенда о Святом Граале
Британская комик-группа «Монти Пайтон» входит в число самых влиятельных юмористов всех времен. И о фильме про священный Грааль вы, скорее всего, хотя бы раз да слышали. В пародии на странствия короля Артура и рыцарей круглого стола обыгрываются мотивы многих легенд и сказок, причем не только британских.
Так, в комедии появляется Троянский кролик, вальтер-скоттовский Черный Рыцарь и Святая ручная граната Антиохийская, которая стала презентом волшебного дарителя. Создатели смеются над своими героями в каждом эпизоде, но не отступают от сюжета о поиске священной чаши и рисуют настоящее Средневековье.
Любовь и смерть (1975)
Режиссер: Вуди Аллен
В основе: «Война и мир» Льва Толстого и «Евгений Онегин» Александра Пушкина
Вуди Аллен со свойственным ему юмором и несвойственным размахом снял гротескную пародию на большинство знаковых романов русской литературы. Экранизацией в строгом смысле «Любовь и смерть» назвать нельзя, Аллен объединил сцены из «Евгения Онегина», «Войны и мира», «Преступления и наказания» и других классических произведений. Но несмотря на подобный микс, толстовские и пушкинские мотивы легко угадываются, так что эпизод в сгоревшей Москве и дуэль в лесу вы ни с чем не перепутаете. Герои фильма разражаются (иначе и не скажешь) длинными диалогами и постоянно обсуждают экзистенциальные вопросы, что, впрочем, не мешает им частенько думать о сексе и деньгах.
Розенкранц и Гильденстерн мертвы (1990)
Режиссер: Том Стоппард
В основе: одноименная пьеса Тома Стоппарда
Спин-офф шекспировской пьесы, сначала поставленный в театре, а затем и срежиссированный на экране Томом Стоппардом. История фокусируется не на Гамлете, а на второстепенных персонажах, которые обретают собственный голос и биографию. Герои оригинальной трагедии появляются здесь эпизодически и только такими, какими их видят Розенкранц и Гильденстерн, а сам сюжет выстраивается по законам сюрреализма.
Действие переносится из современного театра в древнюю Данию и обратно. Стоппард то обращается к тексту «Гамлета», то придумывает собственные решения, а его герои говорят как стихами, так и прозой. Фильм получил «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале и стал культовой картиной 90-х.
Даун-хаус (2001)
Режиссеры: Роман Качанов, Иван Охлобыстин
В основе: «Идиот» Федора Достоевского
Ужасно спорная картина в 2001 году наделала много шуму в российской тусовке кинокритиков. Кто-то хвалил, но больше ругали, укоряя режиссеров за то, что с «Идиотом» поступили неуважительно и грубо. Но ведь от Достоевского не убудет, тем более, что есть и «традиционные» экранизации Ивана Пырьева и Акиры Куросавы, да и кто сказал, что классика неприкосновенна? Режиссеры Иван Охлобыстин и Роман Качанов попытались сломать этот стереотип и сделали абсурдистское кино, где вас введут в ступор ультрасовременные костюмы и атмосфера. Действие фильма перенесено в 2005 год, но сюжет остался прежним, сценаристы перенесли без изменений и большинство диалогов, отчего эпилептический эффект только усилился.
Шерлок (2009)
Режиссеры: Эйрос Лин, Пол Макгиган, Рэйчел ТалалэйВ основе: произведения о Шерлоке Холмсе Артура Конан Дойла
Пожалуй, самая успешная экспериментальная экранизация. Ну и пусть все происходит в XXI веке, а сюжеты Конан Дойла угадываются не с первого кадра, зато Бенедикт Камбербэтч в роли знаменитого сыщика чувствует себя как рыба в воде.
Представители Лондонского общества Шерлока Холмса были в восторге уже от первого сезона, а The Telegraph назвал Камбербэтча лучшим кинематографическим Холмсом. Пересказывать «Шерлока» нет смысла, по популярности он стоит на втором месте после «Игры престолов», так что, если вы еще не знакомы с сериалом, самое время наверстать упущенное.