Оскар Уайльд, автор знаменитого романа «Портрет Дориана Грея», был известен не только своим творчеством, но и скандалом, связанным с его личной жизнью. В 1895 году он был осужден за преступные для викторианской Англии отношения с Альфредом Дугласом (для родных и друзей — Бози). С этого момента блестящий писатель и драматург, чьи пьесы ставились в лучших театрах Лондона и чье присутствие было радостным событием для хозяев любого салона, лишился всего. Два года проведя в заключении, он вышел из тюрьмы абсолютно сломленным человеком, доживавшим свой век на пособие от жены.
Биографов всегда интересовали подробности и причины разгоревшегося скандала, но в массовой культуре о нем предпочитали молчать. Тем не менее, три режиссера все-таки рискнули рассказать зрителям эту историю. И Оскар Уайльд в исполнении трех разных по темпераменту актеров трижды пережил крушение своего мира на экране.
Оскар Уальд (1960)
В главной роли: Роберт Морли
Сдержанная британская черно-белая картина, снятая русским режиссером-эмигрантом Григорием Ратовым. В основу сценария легла пьеса Лесли и Сирила Стоукс и биография, над которой работал Фрэнк Харрис. В центре сюжета — суд над Оскаром Уайльдом и его дальнейшее заключение.
Знаменитого писателя играет Роберт Морли — характерный актер театра и кино, известный ролью напыщенных английских джентльменов и исторических личностей. В исполнении Морли кинематографический Уайльд выглядит гораздо старше, чем был во время громкого процесса, и волей-неволей веришь, что его пассаж о платонической любви старшего к младшему — чистая правда. Актеру удалось показать все остроумие и красноречие подсудимого, не опошлив при этом своего героя. С другой стороны, из фильма была вырезана сцена соблазнения мальчишки-газетчика. Возможно, с ней картина получилась бы менее однозначной и более резонансной.
Процесс над Оскаром Уайльдом (1960)
В главной роли: Питер Финч
Вторая «жизнь» Оскара Уайльда прожита в том же году. Сюжет этой ленты почти полностью повторяет эпизод из жизни литератора, которому посвятил свой фильм Ратов, за тем небольшим исключением, что писатель уже знаком с Бози, в то время как в предыдущей картине описывается начало их романа.
Цветной фильм режиссера Кена Хьюза вышел лишь на неделю позже своего черно-белого предшественника — и тут же его затмил. Критики отметили и больший масштаб съемок, и цвет, и игру красавца Питера Финча, который романтизировал образ писателя. Рецензенты даже язвили, что герой Финча получился настолько благородным, что современники не узнали бы в нем Уайльда. Впрочем, ни положительными отзывами, ни наградами картину не обидели: фильм получил премию «Золотой глобус», а Питер Финч дважды был признан «лучшим актером» — по версии жюри Московского кинофестиваля и критиков Британской академии кино- и телевизионных искусств (премия BAFTA).
Уайльд (1997)
В главной роли: Стивен Фрай
Третью, наиболее «насыщенную» жизнь Оскар Уайльд «прожил» лишь 37 лет спустя после выхода двух первых экранизаций. Режиссером фильма стал Брайан Гилберт, а в основу сюжета легла книга американского историка и литературного критика Ричарда Эллманна.
В полуторачасовой фильм создателям удалось уместить почти всю биографию взрослого Уайльда, показав и его первый «нетрадиционный» роман, и отношения с Джоном Греем, считающимся прототипом Дориана Грея, и, конечно, историю с Бози.
Стивен Фрай оказался самым харизматичным из трех Уайльдов в кино, а его компаньонами по съемкам стали Ванесса Редгрейв, Джуд Лоу, Том Уилкинсон и дебютант Орландо Блум.