Встречи с авторами Подбор подарка
27 июля, 2023

История нашего современника: зачем читать Владимира Короленко

Почему к своему 170-летнему юбилею он актуален как никогда

Автор материала: Халимат Текеева
История нашего современника: зачем читать Владимира Короленко

Листая ленту одной из соцсетей, я наткнулась на вопрос: «А кто из личностей российской истории мог бы для меня войти в пантеон символов свободы и гуманизма?» Ответ у меня был: «Владимир Галактионович Короленко».

Но зачем в XXI веке нужно читать публициста, актуального для XIX столетия, если еще не прочитан весь Достоевский? Давайте выясним.

Владимир Короленко известен прежде всего как автор легендарных расследований о Мултанском деле и деле Бейлиса. О нем с уважением отзывались Антон Чехов, Максим Горький и даже Иван Бунин, человек тяжелого характера и суждений. А Анатолий Луначарский говорил в 1917 году, что Короленко подошел бы на должность первого президента Российской Республики. И у них были поводы прислушиваться к нему.

Сердце, что обливается слезами

Владимир Короленко родился в 1853 году в Житомире и с детства видел, как империя относится к своим «окраинам». Его мать была полькой, а отец, работавший судьей, происходил из казацкого рода. Когда 1863 году вспыхнуло Польское восстание, маленький Владимир столкнулся с несправедливостью, связанной с его происхождением, хотя его семья и не участвовала в мятеже.

Родители много спорили, имеет ли сильный право унижать слабого, и в душе Владимира эти рассуждения откликались болью и собственными размышлениями. Ему снилась игра «русские против казаков», в которую тогда играли в Житомире, она переросла в настоящую войну, и сердце во сне обливалось кровью и слезами. Ребенком он вообще был очень впечатлительным, сострадательным и романтичным, — и в прозе Короленко есть отголоски этой душевной подвижности.

Впечатления детства и юности отразились в его произведениях. Образ отца Короленко запечатлел в повести «В дурном обществе» (сокращенная версия известна как рассказ «Дети подземелья»). Меланхоличность персонажей «Слепого музыканта» напоминает о трогательных страницах, которые автор посвятил своим ребяческим надеждам и печальным размышлениям. Несмотря на грустную тематику, писатель дарит утешение тем, как он пишет, как его герои готовы осмыслить свои эмоции и найти в другом человеке поддержку.

Выпуск газеты к юбилею Короленко

«Владимир Галактионович был выдающимся журналистом и очень хорошим человеком, но как писатель он немного теряется на фоне своих великих современников. Тексты художественные всегда удавались ему хуже, чем тексты очерковые, публицистические, мемуарные, поэтому именно с последних я бы и рекомендовала начинать знакомство с творчеством Короленко. Если говорить о малой прозе, то, на мой взгляд, „Марусина заимка“, „Соколинец“, „Искушение“ и „Сон Макара“ заслуживают внимания в первую очередь. Но главная, самая глубокая, искренняя и мудрая книга Короленко — это, конечно, его воспоминания „История моего современника“, opus magnum, охватывающий жизнь писателя от раннего детства до возвращения из ссылки в 1885 году».

Литературный критик Галина Юзефович

Короленко рано примкнул к революционному движению, несколько раз оказывался в тюрьме и ссылках. В его географии: Вологодская и Архангельская области, Кронштадт, Вышний Волочек, Удмуртия и даже Саха (Якутия). Он не терпел произвола, в первую ссылку попал, когда пытался защитить честь и достоинство своих однокашников, в чьи общежития постоянно приходили полицейские с обысками. Это не изменило его характера: честный, прямолинейный и сострадательный, он научился разбираться в людях, не доверять тем, кто не держит своего слова, и узнал лучше регионы Российской империи.

В мемуарах он обстоятельно рассказывал о главных новостных поводах своей эпохи и реакции общества на них: нечаевщина, убийство губернатора Петербурга Верой Засулич, процесс 193-х. Его гуманистический взгляд на вещи и умение схватить дух времени делают и его мемуары, и его журналистские работы не только ценным источником информации, но и просто увлекательным чтением.

«Теперь я тоже никого и ничего не боюсь»

Уже после трех ссылок, после Двинежских лесов в Архангельской области, после вятских общин с лешими, пермских попыток стать сапожником и якутской жизни с топором наперевес Короленко наконец понял свое предназначение. На тот момент ему было за 30 лет.

Он сосредоточился на том, чтобы стать писателем и репортером (в том числе судебным). После письма удмуртских журналистов приехал лично следить за Мултанским делом — когда десятерых вотяков обвинили в человеческом жертвоприношении. Четыре года длились расследование и судебные разбирательства. Короленко вел стенографические записи с процессов, что и сейчас расхожий формат работы журналистов в российских судах.

Обвиняемые удмурты и их команда защиты. Слева в верхнем ряду — Короленко

Далее он провел собственное расследование и пришел к выводу, что имел место кровавый навет на местных с целью отобрать их землю, а дело было сфальсифицировано. Его подозрения потом подтвердились. На одном из витков Мултанского дела он даже принял на себя роль правозащитника, и команда, в которой он был, добилась оправдания несчастных подозреваемых.

Хотя он и пришел к выводу, что его роль — роль наблюдателя, а не революционера, его качественные журналистские работы, неутомимость, въедливость и чувствительное, сострадательное сердце сделали его медийной личностью, с чьим мнением считались. Его книги и публицистика сделали жизнь тех, кому повезло его знать и читать, лучше.

Так о нем отзывался Иван Бунин:

«Теперь я тоже никого и ничего не боюсь: ведь жив прекрасный, непорочный Владимир Галактионович Короленко».

«Истина, право и справедливость»

Позже, уже после революции, Владимир Короленко так и остался настоящим гуманистом, критиковал власть большевиков там, где критиковал бы и царизм. За это он подвергался нападкам со стороны Ленина, который и свой псевдоним взял, как считают исследователи, под впечатлением от рассказов писателя.

«Сказать, что в советское время и после Короленко как-то специально „затирали“, задвигали в тень будет, пожалуй, неправильно. Скорее уж слишком неудобным человеком для всех он был — его равно не устраивала несправедливость как при царском режиме, так и после советского переворота. Будучи всегда на стороне человека, на стороне слабого, он с одинаковой страстью боролся со злом в любом обличье, не позволяя абстрактным идеалам затуманить свой взгляд. Именно эта принципиальность и непреклонная антиидеологичность, я думаю, и не позволили Короленко встать в один ряд с другими русскими классиками — уж очень сложно было вписать его, такого живого и настоящего, в любую матрицу».

Литературный критик Галина Юзефович

В 1918 году Владимир Галактионович Короленко прозорливо писал:

«Как ни темно впереди, есть все-таки несомненное, незыблемое, чему стоит и надо служить без вопроса о скором успехе. Эти незыблемые маяки — истина, право и справедливость».

Решение следственного отдела об освобождении девочки на поруки Владимира Короленко. 1920. Фото: Мария Говтвань, РГБ

Умер Короленко в 1921 году в Полтаве, оставив после себя корпус произведений, недописанные мемуары и славное имя. Если его проза просто хороша, то его журналистские работы стали историей, ориентирами для многих поколений достойных репортеров. Его же мемуары — то, что способно поддержать в трудную минуту и каждый раз научить чему-то новому.

Чему может научить «наш современник» Владимир Короленко (выводы личные, у каждого они будут свои):

• Никогда не поздно понять, чем ты хочешь заниматься. И добиться в этом поразительных высот.

• Необязательно быть в лучшем положении, чем твой оппонент, чтобы быть лучше него, великодушнее, умнее. Даже с могущественными людьми надо говорить, сохраняя честь и достоинство.

• Сегодня ты можешь гулять в центре Петербурга и смотреть в усталое лицо царя, который уже не выносит тягот своих решений и чужих ошибок. Завтра — увидеть, как люди гоняют в вятской глуши леших. А послезавтра — ехать в якутские края, и твой возчик остановится, чтобы вынуть сосульки из ноздрей лошадей, чтобы те не задохнулись. Такова жизнь.

• Не надо стесняться своей восторженности, открытости другим людям. Да, это может быть твоей слабостью, но со временем ты научишься отличать подлецов от достойных людей, а помощь — от попустительства. И именно эмоциональная открытость поможет в этом.

На книги Владимира Короленко действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.

Книги по теме
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 79647  книг
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 79647  книг

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации

Читайте также

5 интересных фактов об Антоне Чехове

5 интересных фактов об Антоне Чехове

Домашние мангусты, любовь к необычным псевдонимам и многое другое

Владимир Короленко о юности и прелести жизни

Владимир Короленко о юности и прелести жизни

20 цитат из произведений писателя

Лучше, чем вы думаете: 5 добродетелей Ивана Бунина

Лучше, чем вы думаете: 5 добродетелей Ивана Бунина

Рассказываем о том, каким на самом деле был знаменитый писатель

Три книги о Владимире Ленине

Три книги о Владимире Ленине

20 по-взрослому мудрых цитат из детских книг

20 по-взрослому мудрых цитат из детских книг

Собрали афоризмы из произведений Экзюпери, Марка Твена и других знаменитых авторов

Мертвецы, русалки, ведьмы: 5 книг, которые помогут вам ближе познакомиться с нечистью

Мертвецы, русалки, ведьмы: 5 книг, которые помогут вам ближе познакомиться с нечистью

Рассказываем о том, как народные страшилки попали в литературу и науку

«Мцыри» и «Демон»: где Лермонтов черпал вдохновение для своих произведений

«Мцыри» и «Демон»: где Лермонтов черпал вдохновение для своих произведений

Рассказываем о поэте и его источниках

Классические герои, какими мы их не видели: зачем осовременивать знаменитых персонажей?

Классические герои, какими мы их не видели: зачем осовременивать знаменитых персонажей?

«Мертвые души» в стиле «Гравити Фолз» и яркое «Собачье сердце»