Проблема нечитающих детей волнует родителей уже не один десяток лет. Даже малыши быстро обрастают гаджетами и перестают интересоваться книгами, но может все дело в том, что они еще не почувствовали вкус к хорошей литературе?
Рассказываем, как аудиозаписи «Щелкунчика» и «Кота в сапогах» помогают справиться с этой и многими другими проблемами, касающимися развития ребенка.
Формируют грамотную артистическую речь
Одно из главных достоинств аудиокниг для детей в том, что их, как правило, озвучивают профессиональные актеры. Первые радиоспектакли в записи появились уже в 30-х годах, позже они выпускались на пластинках, так что преимущество аудиосказок родители и психологи оценили еще в XX веке. Слушая хорошую аудиокнигу, ребенок копирует произношение и интонацию чтеца, приучаясь таким образом говорить правильно.
Когда ребенку читают выразительно, то возникает одна очень интересная вещь: эти дети потом сами так же выразительно могут читать, потому что у них складывается определенный стереотип слышания, проговаривания и воспроизведения. Они легко читают стихи или какие-то кусочки прозы.
Алексей Алексеевич Косенко, педагог-психолог, специалист КРО (коррекционно-развивающего обучения)
Концентрируют внимание на устной информации
Мнение о том, что аудиокниги воспринимать проще — ошибочно. Слушатель не может вернуться на несколько страниц назад, чтобы освежить в памяти сюжетную линию, и ему приходится концентрировать внимание на мельчайших деталях, чтобы не запутаться в истории. Так ребенок учится воспринимать информацию на слух, и в будущем этот навык очень пригодится ему на школьных уроках и университетских лекциях.
Помогают занять ребенка в пробке или метро
Аудиокнига — хороший способ оторвать малыша от планшета в тот момент, когда вы физически не можете его занять. Читать в дороге или поезде метро не всегда удобно, а вот включить запись можно и там. Возможно, у вас даже останется время обсудить услышанное.
Очень необычная фея (выпуск 1) Твердый переплет 552 ₽ 707 ₽ -22% В корзину
Помимо классических всеми любимых сказок, для совместного чтения детей и родителей отлично подойдут книги Гарриет Манкастер об удивительной Изадоре Мун. Небольшие главы и динамичный сюжет не дадут маленькому слушателю заскучать. Эти истории легко читать вслух: у Гарриет очень легкий, увлекательный слог. Кроме того, можно рассматривать красивые картинки, которые есть почти на каждой странице. После прочтения (или прослушивания) будет здорово обсудить с ребенком главную мысль всей серии: быть собой и отличаться чем-то от других — это не страшно, а, наоборот, хорошо. Каждый из нас уникален — и в этом наша главная ценность!
Надежда Сергеева, редактор Отдела подростковой литературы
Кроме того, если вы сами слушаете аудиокниги в пробке, возникает семейная традиция увлечения литературой.
Разгружают детей и родителей
Будем честны, в современном мире много работают все. Школьники прогибаются под грузом домашних заданий и дополнительных занятий, а родителям нередко приходится подрабатывать, чтобы эти занятия оплатить. В таких условиях сказка на ночь — не традиция, а роскошь. И здесь аудиокнига может оказаться незаменимым помощником. Уставшим взрослым она экономит время, а детям, которым приходится целыми днями смотреть в учебник или на экран компьютера, бережет зрение. Однако не стоит этим злоупотреблять.
Для детей дошкольного возраста необходимо проводить время со своими родными и близкими. Совместное чтение книг — одно из важнейших для укрепления семейных уз занятий. Очень важно не только читать сказку, но и обсуждать ее с ребенком. Это поможет передать малышу ваши ценности, поможет ему легче освоиться в мире. Более того, ребенок должен освоить навык чтения. Поэтому аудиокниги для детей — скорее что-то дополнительное, некая сладкая конфета, которая, однако, не заменит полноценного питания.
Виктория Кожедуб, шеф-редактор Отдела детской литературы
Прививают вкус к хорошим историям
И все-таки для увлечения чтением аудиокниги могут быть очень полезны. Поскольку записи прослушать быстрее, чем прочесть настоящую книгу, с их помощью ребенок может познакомиться с большим количеством историй, что поможет ему найти ту-самую-книгу, после которой он раз и навсегда полюбит чтение.
Дети должны попробовать разное. Очень многие начали читать после «Гарри Поттера». Здесь важно найти свою литературу и ту книгу, которая понравится. Это не обязательно должна быть классическая литература XIX века, которую современному ребенку сложно понять, потому что даже язык, на котором мы говорим, изменился. Надо искать: это могут быть детективы, фэнтези или даже комиксы. Он будет запоминать эти истории с загадкой и рассказывать в компании, тем самым удовлетворяя потребность в общении.
Екатерина Юрьевна Матвеева, ст. науч. сотр. лаборатории нейропсихологии МГУ им. М. В. Ломоносова