В России писательницу Мэри Шелли знают в основном как автора романа «Франкенштейн, или Современный Прометей». Меж тем это была яркая и неординарная женщина, перенесшая множество испытаний и опередившая свое время.
О юности, творческом успехе и забвении писательницы рассказываем в нашем материале.
Дочь анархиста и феминистки
Мэри Шелли родилась в необычной семье. Родители даже после свадьбы жили в домах по соседству, называя эти жилища «многоугольником», сохраняли независимость и закрывали глаза на прошлые браки и увлечения друг друга. В XVIII веке такой образ жизни могли вести только маргиналы. Но эти люди маргиналами не были.
Мать писательницы — Мэри Уолстонкрафт, автор нескольких книг, переводов и философских трудов о защите прав человека, воспитании и образовании женщин. Она придерживалась революционного в то время мнения, что представители обоих полов — одинаково разумные существа, а женщины «отстают» от своих братьев и мужей только из-за недостаточного образования, которое они не могут получить в силу предрассудков.
Увы, личная жизнь этой женщины интересовала публику больше, чем ее интеллектуальное наследие. Вплоть до конца XIX века читатели обсуждали именно романтические отношения Уолстонкрафт и ее внебрачную дочь, которую та не скрывала. Из забвения мать Мэри Шелли спасли в конце XIX столетия суфражистки, по-новому открыв для себя и публики труды этой необычной женщины.
Отцом Шелли был Уильям Годвин — журналист, драматург, автор детективов и готических романов, один из основателей либеральной политической философии и предтеча анархизма. Он выступал против частной собственности, считая ее причиной социального неравенства, и ратовал за упразднение государства, благоволящего богатым.
Франкенштейн, или Современный Прометей Мягкая обложка
Спаслась от отца и мачехи, убежав на континент
Мэри Уолстонкрафт умерла сразу после рождения дочери, оставив ее и свою старшую девочку на попечении Годвина. Тот, в свою очередь, через четыре года женился на соседке. Она привела в дом собственных детей и холодно относилась к падчерицам. Годвин и его вторая жена поощряли во всех детях тягу к чтению, издавали книги в серии «Библиотека для несовершеннолетних», сами написали учебники по библейской и классической истории, но в доме обстановка накалялась. Мэри Джейн Виал Клэрмонт — мачеха Мэри — была слишком эгоистичной и в итоге разрушила отношения и с родными, и с приемными детьми.
Весной 1814 года в доме Годвинов появился поэт Перси Биши Шелли со своей юной женой Гарриет. Несмотря на семейное положение мужчины, Мэри начала с ним встречаться. Ее сводная сестра Клэр активно помогала в этом: устраивала свидания, передавала записки. В июле того же года все трое сбежали из Великобритании в Европу. Гарриет осталась в Лондоне и через два года утопилась. Еще одной жертвой этой истории стала Фанни, старшая единоутробная сестра Мэри, которая осталась с отчимом и мачехой, продолжала терпеть унижения и покончила с собой в возрасте 22 лет.
Читайте также: Три культовые экранизации «Франкенштейна»
Виктора Франкенштейна писательница увидела во сне
В 1815 году Перси Шелли, его будущая жена Мэри ее сводная сестра Клэр поселились близ Женевского озера. Их соседом оказался Байрон, снимавший виллу Диодати. Лето выдалось холодным, и вся компания развлекалась тем, что читала и дискутировала, сидя у дровяного камина. Одной из книг, прочитанных тогда, была «Фантасмагориана» — сборник страшных немецких сказок о привидениях. И Байрон предложил всем присутствующим написать по одному мистическому рассказу. Как утверждает Мэри, своего будущего героя она увидела во сне:
«Мне привиделся бледный ученый, последователь оккультных наук, склонившийся над существом, которое он собирал воедино. Я увидела омерзительного фантома в человеческом обличии, а потом, после включения некоего мощного двигателя, в нем проявились признаки жизни, его движения были скованы и лишены силы. Это было ужасающее зрелище; и в высшей степени ужасающими будут последствия любых попыток человека обмануть совершенный механизм Творца».
Но у писательницы были и вполне рациональные предпосылки для создания этой истории. В гостинной Байрона обсуждались не только новинки литературы, но и новости науки, в частности исследования по воскрешению мертвой материи с помощью тока (свое чудовище ученый оживил именно так). А фамилию Франкенштейн Мэри впервые услышала, путешествуя в долине Рейна, где стоял замок семьи Франкенштейн. По легенде, в XVI веке там была оборудована алхимическая лаборатория.
Произведение, изначально замышлявшееся как рассказ, переросло в роман, но первое издание 1818 года вышло без указания автора. Имя Мэри Шелли появилось только на форзаце французского перевода, увидевшего свет в
Читайте также: Герои не своих романов
Потеряла двух детей и любимого мужа
Отношения Мэри и Перси не были безоблачными. Некоторые биографы утверждают, что у поэта была связь с Клэр. Помимо этого, он предлагал возлюбленной тройной брак с участием его друга Томаса Хогга, но Мэри отказалась. Разногласия проявлялись и в философских идеях: гуманизм Мэри, ее вера в сотрудничество и сочувствие к ближнему противоречили индивидуализму Перси. И все-таки поэт остался любовью всей ее жизни. Мэри пришлось дважды похоронить собственных детей: годовалую дочь Клэр (родилась 1817-м) и трехлетнего Уильяма. После гибели Перси в 1822 году она так и не вышла замуж, посвятив себя литературе и воспитанию единственного выжившего сына — Флоренса. Мальчик унаследовал титул баронета и все семейное состояние.
Полтора столетия оставалась в тени Перси Шелли и Виктора Франкенштейна
Мэри Шелли была автором нескольких романов и рассказов, статей, дневников и детских книг. Несмотря на это, публика оценила только ее первый роман о чудовище Франкенштейна и усилия по сохранению наследия мужа.
«Коллекция нынешнего размера всевозможных произведений не может быть оправдана общим качеством писем или важностью Мэри Шелли как писателя. Но тот факт, что она жена Перси Биши Шелли, вызывает у нас интерес», — писал в заметках к публикации ее писем один из редакторов.
Только в 1960-х годах, когда интерес к фантастике достиг своего пика, читатели вспомнили, что Шелли была автором одного из первых апокалиптических произведений — «Последнего человека», а также создала исторические романы «Вальперга» и «Перкин Уорбек».
Сегодня исследователи литературы активно изучают творческое наследие писательницы. Надеемся, скоро эта «мода» дойдет и до читателей.