Сегодня навыки, которые необходимы человеку в работе по найму и бизнесе, принято делить на две категории: hard skills и soft skills. И если под первыми подразумевают все то, что нужно знать и уметь в конкретной профессиональной области, то вторые универсальны — и потому наиболее востребованы в нашем быстро меняющемся мире. Чтобы прокачать soft skills, или «гибкие навыки», обычно посещают командные тренинги или личного коуча. Но есть еще один вариант: оказывается, многим из них можно научиться у литературных персонажей.
Селф-менеджмент от Робинзона Крузо
Настоящим мастером в деле управления самим собой было бы справедливо назвать Робинзона Крузо — героя знаменитого романа Даниеля Дефо. Оставшись в живых после кораблекрушения, этот предприимчивый англичанин оказывается на необитаемом острове.
После короткого периода отчаяния Робинзон находит в себе силы, чтобы забрать все припасы с полуразрушенного корабля, построить жилище, а также заняться сельским хозяйством и охотой. За многие годы жизни на острове он не теряет надежды и делает все, чтобы спастись. Чтобы не забыть язык и не потеряться во времени, «островитянин» ведет дневник, перечитывает Библию и разговаривает с домашними животными. Его способности к управлению стрессом, эмоциями и собственным развитием не вызывают сомнений, как и его энергичность, настойчивость и умение планировать свою деятельность даже в условиях полной оторванности от цивилизации.
Эмоциональный интеллект от мисс Марпл
Умудренная опытом детектив-любитель мисс Марпл из произведений Агаты Кристи прославилась благодаря своей тяге к расследованию преступлений с помощью незаурядного интеллекта и «женской интуиции». Но если присмотреться к поведению героини повнимательнее, станет ясно, что дело не только в них.
Джейн постоянно что-то вяжет, раздаривая всем плоды своих трудов, и вечно с кем-то доверительно беседует, расспрашивая людей обо всем: от семейных секретов до личных тайн. Умение расположить к себе и быть приятной в общении — вот что позволяет мисс Марпл быть в курсе мельчайших подробностей из жизни других. Героиня, по ее собственному признанию, страстно увлечена изучением «человеческой натуры»: она умеет считывать и предугадывать чужие эмоции и безошибочно определяет характеры и мотивы окружающих. Способна ли эта милая, но немного циничная старушка к эмпатии, сказать сложно. Во всяком случае, она считает, что на преступление может решиться любой человек — все дело в жизненных обстоятельствах, которые его на это толкают.
Логическое мышление и анализ данных от Шерлока Холмса
Для любого современного специалиста крайне важны логическое мышление и умение искать и анализировать информацию. В этом нет равных другому известному литературному детективу — Шерлоку Холмсу. Чтобы собрать воедино все интересующие его факты, этот персонаж иногда использует лондонских мальчишек-беспризорников в качестве информаторов, но для расследования может и сам измениться до неузнаваемости при помощи грима и париков.
Данные обо всех преступниках, известных Холмсу, заносятся в тщательно организованную картотеку. Герой считает всякую жизнь «цепью причин и следствий» и постоянно упражняется в поиске связей между разными событиями. Долгие тренировки и специфические знания о криминальном мире позволяют детективу раскрывать некоторые преступления не выходя из дома — такие случаи он называл «делами на одну трубку».
Коммуникативные навыки от Остапа Бендера
Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер-бей, он же «великий комбинатор», может найти общий язык и заключить сделку практически с кем угодно (пожалуй, кроме несговорчивого отца Федора). Правда, иногда в споре он переходит от интеллектуальных аргументов к силовым, но это большая редкость. Антигерой из романов Ильфа и Петрова, если это необходимо для достижения его цели, способен и выслушать собеседника, и вызвать симпатию, и даже создать собственную команду.
В тех же «12 стульях» погоня за бриллиантами, принадлежащими покойной теще Воробьянинова, началась с диалога, к которому Остап даже не готовился! Это не помешало ему убедить Кису стать «компаньонами» и достаточно долго управлять поведением «отца русской демократии». Все отлично у «комбинатора» и с самопрезентацией, и с публичными выступлениями, и с базовыми навыками продаж. Особенно ярко проявления этих качеств показаны в эпизодах, связанных с созданием «Союза меча и орала», шахматной лекцией Остапа и торгом с Эллочкой-людоедкой, но и в других сценах из «12 стульев» предостаточно доказательств удивительной коммуникативной компетентности Бендера.
Работа в команде от Клэя Данбар
Главным героем нового романа Маркуса Зусака «Глиняный мост» стал мальчик-подросток с «говорящим» именем Клэй (в дословном переводе — «Глина»). Когда отец возвращается в семью, Клэй с братьями уже довольно долго живут одни и называют его не иначе как «Убийцей». Майкл Данбар приходит к сыновьям с довольно странной просьбой: он хочет построить с ними мост через небольшую речушку. Из пятерых детей соглашается на это только Клэй.
Мальчик бросает школу и вместе с отцом начинает строительство «идеального», очень прочного моста, который мог бы выдержать любое наводнение. Тяжелая работа не обходится без конфликтов, но во время нее открываются семейные тайны, а отец и сын заново учатся понимать друг друга. В некотором смысле это приводит к воссоединению семьи, и «мост Клэя» становится символом связи детей с родителями и будущего с прошлым.