Встречи с авторами Подбор подарка
30 января, 2023

Как искушенные читатели изменили рынок литературы Young Adult

Интервью с руководителем Freedom Дарьей Кузнецовой

Анастасия Резниченко
Редактор сайта eksmo.ru
Как искушенные читатели изменили рынок литературы Young Adult

В феврале издательство Freedom отмечает свой первый юбилей — 5 лет. Молодежный импринт «Эксмо», созданный в 2018 году, познакомил российских читателей с лучшей зарубежной Young Adult-литературой, в том числе с романами Холли Блэк, Мэгги Стивотер, Эммы Скотт и Виктории Авеярд. Всего в активе издательства более 500 книг, многие из которых стали бестселлерами. Руководитель Freedom Дарья Кузнецова в интервью рассказала, в чем секрет успешной Young Adult-истории, почему взрослые читают молодежную литературу и какой тренд запустили российские поклонники жанра.

Как появился импринт Freedom?

Идея возникла еще в 2017 году, когда стало понятно, что Young Adult-литература чрезвычайно востребована, и это огромная зона роста. Это книги для всех, кто старше 15-16 лет: старшеклассников, абитуриентов, студентов и выпускников вузов. Их запросы и требования отличаются от того, что интересно подросткам. Ответом на эти запросы, собственно, и стало появление импринта Freedom в январе 2018 года.

Что интересно молодежной аудитории?

Все, что связано с возрастом. Конечно, это большой пул, посвященный романтическим (и не только) отношениям. Молодые люди переживают первые серьезные чувства, первый романтический опыт, более продуманный и прочувствованный, не похожий на подростковую любовь. Это и тема сепарации от родителей, когда начинаешь зарабатывать свои первые деньги и самостоятельно принимать решения. Это и взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Когда молодые люди заканчивают школу и выбирают вуз, перед ними стоит важная задача понять, чем они хотят заниматься и какую профессию выбрать. Этот вопрос гораздо шире, он касается поиска себя как личности и своего места в мире: на что ты способен, что дарит тебе радость и вдохновляет, а что, наоборот, неприемлемо. Одним словом, читатели Young Adult ищут ответы на множество сложных вопросов, которыми дети еще не задаются, а взрослые в каком-то виде уже нашли на них ответы. Ответы, кстати, могут раскрываться не только в реалистической прозе, но и в фэнтези.

С чем было связано решение выпускать именно иностранных авторов?

На тот момент молодежь скептически относилась к отечественной прозе. Тогда еще не было в большом объеме молодых голосов, которые писали бы так, чтобы это было интересно. Поэтому в ответ на читательский запрос концепция была такова, что мы издаем молодежные бестселлеры разных стран. То есть мы даем российскому читателю возможность познакомиться с зарубежными бестселлерами и произведениями, получившими литературные премии.

Если выбирать самые большие победы Freedom за эти 5 лет, то что бы вы назвали?

Конечно, это «В метре друг от друга». В 2019-м, согласно данным Российской Книжной Палаты, книга стала самым продаваемым романом в России. За год мы продали более 100 тысяч экземпляров. Это был невероятный успех, тем более после запуска импринта прошел всего год. Конечно же, это триумф цикла Холли Блэк «Воздушный народ». Общий тираж ее книг, выпущенных в «Эксмо», преодолел отметку в 450 тысяч экземпляров.

Осенью 2018 года мы выпустили первых «Воронят» Мэгги Стивотер, которые уже выходили в России в 2016-м, но остались незамеченными. Перезапуск в оригинальных обложках вдохнул новую жизнь в этот цикл. Это произошло в том числе благодаря фанатам серии и книжным блогерам, сумевшим донести до широкой аудитории, насколько она крутая. Мэгги Стивотер для меня — особый, нежно любимый автор. Сейчас мы подготовили переиздание «Воронят» в невероятных обложках и с цветными вклейками, и почти весь тираж улетел сразу после выхода. Суммарно мы продали более 150 тысяч экземпляров книг Мэгги Стивотер.

Еще одна большая удача — перезапуск «Алой королевы» Виктории Авеярд. Впервые ее книги вышли в России в 2015 году в другом издательстве, но не вызвали большого интереса, хотя на тот момент писательница гремела в Америке. Мы купили права и выпустили серию в оригинальных американских обложках. Теперь это наш лонгселлер. Продано более 100 тысяч экземпляров. Таким же образом мы спасли трилогию «Караваль» Стефани Гарбер, которая регулярно допечатывается.

Среди недавних наших успехов — запуск серии невероятной писательницы Эммы Скотт. Успех ее книг оказался грандиозным! На сегодняшний день мы продали более 400 тысяч экземпляров. И это всего за 3 года! Имя Эммы Скотт стало синонимом качественной романтической прозы, а стиль оформления обложек серии — знаковым (нежные, выполненные в пастельных тонах обложки, отпечатанные на особой мерцающей бумаге cocktail).

Влияет ли оформление обложки на успех книги?

Конечно, это комплексная работа: хороший перевод, правильная маркетинговая поддержка и обложка. В чем особенность нашей аудитории? Многие читатели прекрасно владеют иностранными языками, пользуются Amazon, Goodreads, Instagram* — всеми источниками, откуда можно получить информацию о книгах. И сами зачастую предлагают нам идеи издания тех или иных серий.

Интересная история получилась с Эммой Скотт. Ее первая книга на российском рынке «Пять минут жизни» вышла в непростое время пандемии — в марте 2020 года. Это очень трогательный роман, буквально на разрыв души, но пошел он у нас не слишком хорошо. Возможно, подкачала обложка. К тому моменту мы купили права на несколько романов писательницы и решили выпустить дилогию «Дотянуться до звезд» в немецких обложках. Это было смелое решение, поскольку на обложках романтических историй традиционно изображали пары. А немецкое издательство LYX запустило в Германии особый тренд. Обложки романов о любви стали делать абстрактными: акварельный фон, пастельные нежные цвета, фактура мрамора. В результате книги в таком оформлении выстрелили. Благодаря популярности Эммы Скотт тренд на такие обложки запустился и в России. Сейчас похожее оформление делают и другие издательства.

Когда выпускали «Жестокого принца», ожидали, что роман спровоцирует бум на фейри?

Это было довольно неожиданно. Хорошие продажи были предсказуемы, потому что на тот момент, когда мы готовили к выходу «Жестокого принца», Холли Блэк была известной писательницей. В соавторстве с Тони ДиТерлицци она написала «Хроники Спайдервика», у нее была совместная с Кассандрой Клэр успешная серия «Магистериум». Было видно, что автор хорошо пишет, у нее богатое воображение, она умеет придумывать миры. Но цикл «Воздушный народ» выстрелил не сразу. У него были довольно неплохие продажи, но настоящая популярность пришла во второй половине 2021 года. Что интересно, волна успеха прокатилась по всему миру, и мода на фейри стала поистине всеобъемлющей — все больше авторов фэнтези пишут об этих магических созданиях.

Кстати, противники Young Adult-литературы как раз ругают ее за шаблонность, повторение мотивов и тем. На ваш взгляд, в чем успех хорошей истории в этом жанре?

Наши читатели искушенные, поэтому история однозначно должна чем-то цеплять, если не оригинальным сеттингом, то живыми героями. Время, когда персонажи были шаблонными или мэрисьюшными, безвозвратно ушло. Они должны быть такими, как мы: со своими плюсами и минусами, со светлыми и темными сторонами. Сюжет должен быть динамичным, но не искусственным, когда автор перенасыщает действие, лишь бы держать читателя на крючке. Современный читатель все это хорошо чувствует.

Как изменилась аудитория Freedom за эти годы?

Изначально к Young Adult-литературе относились предвзято: что-то несерьезное для молодежи. Но сейчас это настоящий феномен, целая поп-культура, которая больше не связана с возрастными рамками. В ней есть свои литературные жанры, определенные типажи персонажей, трендовые темы. Наша аудитория тоже изменилась. Она выросла, добавились взрослые люди, которые с удовольствием читают наши романы. Ведь молодость — это прежде всего состояние души.

Кого из авторов предпочитает аудитория постарше?

Многие любят Л. Дж. Шэн, которая отлично пишет любовные романы с перчинкой, Эмму Скотт. Мару Вульф, которую мы издаем с 2020 года. У Мары богатая фантазия, и она виртуозно использует в фэнтези исторические и культурные факты. Ее ангелы живут в Венеции, и книги пропитаны духом этого города с его архитектурными особенностями. В «Сестрах-ведьмах» ощущается колорит средневековой Англии и Франции. А в новом цикле «Египетские хроники», третья часть которого вот-вот выйдет, писательница вплела в повествование мифологию Древнего Египта, историю Древнего Рима и Греции, библейские сюжеты.

Какие вызовы стоят перед издательством сейчас?

На отечественном книжном рынке интересная ситуация. И это связано не только с текущими событиями. Искушенный читатель подталкивает издателей искать новые пути развития. Например, сотрудничество с талантливыми и популярными иллюстраторами. У каждого из них своя большая аудитория в Сети, и зачастую читатели готовы купить книгу только ради обложки любимого художника. Сейчас у нас выходит фэнтези «Мир клятв и королей» в оформлении Ales (более 50 тысяч подписчиков ВКонтакте).

Я бы сказала, это именно российский тренд. Я работаю в «Эксмо» уже 11,5 лет и не перестаю удивляться, как много талантливых художников, работающих именно на молодежную аудиторию, появилось в последние годы. Раньше всегда была мысль: «Что же делать, если зарубежную обложку не продадут?». Сейчас же огромный выбор великолепных иллюстраторов, выбирай, работай, очень креативные ребята.

Другой ответ на запросы наших читателей — это начало работы в азиатском направлении. Сейчас мы активно покупаем права на произведения китайских и корейских авторов. В наших планах не только издание азиатских новелл, но и выпуск манги.

А как продвигается работа с российскими авторами?

Мы стали издавать русскоязычных авторов в ноябре, когда вышел роман «Спи, Алиса» Алекс Джун, и продолжаем активно пополнять наш издательский портфель произведениями талантливых писателей. Часть новинок мы уже анонсировали. Это и упомянутый «Мир клятв и королей». И «Змеи города роз» — фэнтези в эстетике Российской империи второй половины XIX века с вкраплениями тюркской мифологии. И «Вкус свободы» — красивая история любви двух противоположностей. Сейчас очень много талантливых авторов с большим потенциалом. Главное, не останавливаться и продолжать их развивать. У нас есть так называемые литературные помощники, которые совместно с авторами работают над текстом. Для писателей это уникальная возможность совершенствовать свое мастерство, чтобы выйти на новый уровень творчества.

Последние пару лет растет тренд на азиатские сеттинги в фэнтези. В чем отличие историй, написанных авторами из других стран, от новелл, созданных китайскими или корейскими писателями?

Роман, написанный американской писательницей с азиатскими корнями, будет отличаться от романа писательницы, которая родилась и выросла, например, в Китае. Потому что требования аудитории, читательская психология разные. Например, Джоан Хэ, рожденная в Филадельфии, пишет свои романы в первую очередь, для американских читателей. Они построены по западным законам сторителлинга: быстрота действия, максимум три романа в цикле.

Мы сейчас готовим к выпуску «Восхождение фениксов», там шесть томов, динамика есть, но не столь спешная. Сама Тянься Гуйюань — популярная в Китае писательница, которая хорошо знает средневековую историю своей страны. Но главное, это интересные, необычные герои, чьи представления о морали не всегда вписываются в нашу традицию. Героиню «Восхождения фениксов» Фэн Чживэй сложно назвать однозначно положительным персонажем, и глазами такой противоречивой натуры мы будем смотреть на мир романа. Это что-то новое для нашей аудитории. Так что будем удивлять читателей и знакомить их с новыми именами мировой литературы!


*Материнская компания Meta признана экстремистской организацией

Книги по теме
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 80489 книг
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 80489 книг

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации