Подбор подарка
03 октября, 2023

Критики о романе Виктора Пелевина «Путешествие в Элевсин»

Третья часть мультивселенной и самый кинематографичный текст писателя

Раиса Ханукаева
Редактор сайта eksmo.ru
Критики о романе Виктора Пелевина «Путешествие в Элевсин»

Каждый год новый роман Виктора Пелевина читатели ждут с нетерпением. В этом году писатель даже припозднился, и новая книга вышла не в конце августа, как все привыкли, а в середине сентября. Что ж, кажется, это помогло «Путешествию в Элевсин» стать одной из самых обсуждаемых новинок сразу двух сезонов.

О том, как книгу встретили критики, — в нашем материале.

Григорий Мастридер, YouTube-канал «Книжный чел»

Думаю, что «Путешествие в Элевсин» — это лучший роман Пелевина за несколько лет и вообще один из лучших романов на русском языке, изданных за последние годы. А с точки зрения актуальности и самобытности некоторых идей он [Пелевин] даст фору многим зарубежным и современным писателям. <...>

Одна из сюжетных линий [романа] происходит в мире, где живут погруженные в виртуальную реальность богачи, а их мозги томятся в банках, подключенных к матрице с разными симуляциями. В этом мире еще до событий книги произошло восстание искусственного интеллекта, которое чуть не погубило планету. Это еще одна популярная тема автора, и по отдельным репликам и тезисам видно, что он подошел к изучению вопроса основательно, наверняка изучал работы Элиезера Юдковского о рисках искусственного интеллекта и, кажется, знаком с концепцией Василиска Роко.

Пелевин поднимает много других интересных тем, например: обладает ли ChatGPT сознанием и агентностью? Это обоснованный вопрос, потому что даже среди ученых и философов нет консенсуса на тему того, обладают ли люди сознанием. Или сознание — лишь иллюзия, как агентность и свобода воли.

Игорь Кириенков, шеф-редактор витрины «Букмейт», для «РБК Стиль»

«Путешествие в Элевсин» написано как будто с оглядкой на предстоящую экранизацию, две недели назад анонсированную «Плюс Студией». Очень функциональная, чтобы не сказать аскетичная — две основные сюжетные линии, не отягощенные побочными нарративами, — романная архитектура. По-голливудски высочайшие (кажется, впервые в авторской библиографии — до такой степени) ставки. Звездные камео и кинематографические (световые мечи, бондиана) отсылки.

«Элевсин», может быть, самое чистое, самое честное жанровое изделие Пелевина; книга, чем-то похожая на «Принца Госплана» (1991). Соответственно, никаких нейрострапонов, фем-бокса, кормофилии, шуток про швабры и многих сомнительных или просто безвкусных деталей, здорово портивших впечатления от «KGBT+» (2022), «Transhumanism Inc.» (2021) и «iPhuck 10» (2017).

Наталья Кочеткова, Lenta.ru

Сосредоточившись на эпическом сюжетостроении, Виктор Олегович перестал получать удовольствие от придумывания bon mot, которые прежде были рассыпаны по его текстам щедрой рукой. В «Путешествии в Элевсин» таких немного, и в язык, скорее всего, войдет только одна шутка — про «муниципальных поэтов».

Здесь немало рассуждений об империи и имперскости, благо Древний Рим располагает. Тут и «зубья и шестерни Рима нужно постоянно смазывать кровью — это знает в глубине каждый правитель», и ритуальное принесение в жертву молодых Антиноев, и выразительный образ самого императора Порфирия. Злобе дня служат разве что «Баночный Пророк Илон», который предвидел восстание алгоритмов и предупреждал о нем, и рассуждение о роли языка и политкорректности в обществе.

Анастасия Завозова для «Правил жизни»

Ближе к концу книги Порфирий дает Маркусу почитать маленькую интермедию, которая называется «Pink Floyd в Помпеях» (не спрашивайте, потом поймете, что к чему). Там Порфирий описывает выступление на помпейской гладиаторской арене мрачных и волосатых музыкантов-бритов, два концерта с разницей в 45 лет. Первый концерт тронул Порфирия до глубины души, но когда он встречает поразившего его молодого и прекрасного, как Гектор, певца через 45 лет, то видит, что тот хоть и не утратил дивного голоса, но превратился в «бочкообразного старика с седой щетиной». <...>

Все мы, читатели Пелевина, были и на его первом концерте, и вот спустя условные сорок пять лет снова пришли, чтобы в очередной раз послушать то, что слушали уже не раз, — про пустоту и вечность, про будущее и прекрасное далеко, которое есть любовь или смерть в зависимости от того, какую таблетку (или какой световой меч) ты выберешь. И это ничего, что и репертуар не меняется, и певец уже немного подустал и выглядит как пожилой купчина, — это все неважно, потому что Пелевин — это наш, родной книжный аналог песни про 3 сентября.

Михаил Визель, «Год литературы»

Виктор Пелевин продолжает надстраивать и настраивать грандиозную пирамиду того самого мира, фундамент которого он закладывал в предыдущих книгах «Transhumanism Inc.» и «KGBT+». Мы по-прежнему живем в Добросуде (возникшем в неопределенном будущем на территории России «Добром государстве»), правящая элита которого по-прежнему располагается материально на десяти таерах — подземных этажах банкохранилища, а ментально — в собственном виртуальном мире.

Но здесь автор идет еще дальше. На сей раз в мире реальном — в том, что мы называем «реальным миром», — не происходит вообще ничего, повествование не прорывается в него ни на минутку, ни единой сценой. Все ушло в виртуалию и в симуляции — причем это не одно и то же. Виртуалия — это, собственно, мир, в котором герои как бы живут. А симуляция — это, говоря по-простому, компьютерная игра, в которой воспроизводится тот или иной мир, отличный от их повседневного. В данном случае — «Рим 3» (толстый намек на «Третий Рим») — как бы досконально воспроизведенный Древний Рим имперской эпохи, но с киношными допущениями.

Галина Юзефович, YouTube-канал «Юзефович»

В качестве человека, принципиально отказывающегося выбирать стороны, Пелевин очень долгое время оставался великим коммуникатором. Той точкой, где могли встретиться и в некотором смысле поговорить носители совершенно разных ценностей. <...> Боюсь, что сегодня его предложение выйти из реальности и убедиться в ее иллюзорности не будет услышано ни одной из сторон противостояния.

Что, впрочем, не означает, что роман «Путешествие в Элевсин» вовсе лишен достоинств. Я прочла его с большим удовольствием и абсолютно уверена, что с удовольствием его прочтут и многие другие читатели Пелевина. Роман изобилует обаятельными отсылками к прежним книгам Виктора Олеговича. Здесь мы найдем отголоски и вампирской франшизы, и романа «Generation П», которые нам всем приятно узнавать и с которыми приятно вступать в диалог.

Екатерина Писарева, шеф-редактор группы компаний «ЛитРес» для РБК Life

Литературоцентричность Пелевина прослеживается во всех его книгах, недаром он упоминает нарративы русского классического канона и постоянно черпает вдохновение у предшественников. Отдельного упоминания заслуживает сцена с баночной рыбой-литературоведкой (привет Рыбе Лоцману и Галине Юзефович), которая выступает в роли волшебного помощника и объясняет герою, как же выйти из сложившейся ситуации. Впервые за долгие 30 лет писатель не швырнул в лицо критиков мокрое полотенце, а опустился к ним на дно, чтобы попросить совета. <...>

Базовая философия Пелевина остается неизменна. Первое, на что обращаешь внимание, это название романа — «Путешествие в Элевсин». Сложно не заметить прямую отсылку к Карлосу Кастанеде — любимому философу и писателю, с которым Пелевин не прекращает диалог вот уже 30 лет. Еще в «Жизни насекомых», написанной в 1993 году, были интертекстуальные отсылки к «Путешествию в Икстлан» (1972). Прошло столько лет, а Кастанеда все еще теплится в сердце писателя. И если у Кастанеды смерть может преодолеть тот, кто вступит на путь воина, то неудивительно, что главный герой Пелевина становится гладиатором.

Книги по теме
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 76165  книг
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 76165  книг

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации

Читайте также

Новая книга Виктора Пелевина получит экранизацию

Новая книга Виктора Пелевина получит экранизацию

Трилогия «Transhumanism Inc.», «KGBT+» и «Путешествие в Элевсин» может стать полнометражным фильмом или сериалом

Что почитать, чтобы лучше понять новый роман Виктора Пелевина

Что почитать, чтобы лучше понять новый роман Виктора Пелевина

Generation Пелевин

Generation Пелевин

Виктору Пелевину исполняется 60 лет

Гадание по книгам Виктора Пелевина

Гадание по книгам Виктора Пелевина

Почему книги Виктора Пелевина такие популярные

Почему книги Виктора Пелевина такие популярные

Рассказываем, зачем читать «Чапаева и Пустоту», «Путешествие в Элевсин» и другие книги писателя

«Если есть мрак, должен быть свет»: цитаты из романа «Путешествие в Элевсин»

«Если есть мрак, должен быть свет»: цитаты из романа «Путешествие в Элевсин»

20 афоризмов из новой книги Виктора Пелевина

Мультфильмы на страницах книг

Мультфильмы на страницах книг

Рассказываем о «Маше и Медведе», «Новом Простоквашино» и других сериях по мотивам любимых анимационных историй

Алексей Поляринов: «Каждый автор со временем берется за то, что точно не понравится многим и не нравится ему самому»

Алексей Поляринов: «Каждый автор со временем берется за то, что точно не понравится многим и не нравится ему самому»

Ответы автора на вопросы читателей