Ночь музеев прошла под знаком изоляции, но это не повод отказаться от любимых коллекций и новых знаний. Прогуляться по залам и полюбоваться шедеврами можно с помощью книг и лекций. Мы приглашаем вас на экскурсию по нескольким легендарным музеям.
Итак, добро пожаловать, тишину соблюдать необязательно ;)
Центральное место в античном искусстве занимал человек. Костантино Д`Орацио, автор книги «Искусство в шести эмоциях» обращается к эллинистической скульптуре и живописи в каждой главе, находя в греческом искусстве различные проявления чувств. Исследователь объясняет, что положение тела, рук и даже складки на одежде несут в себе глубокий смысл. Познакомиться с творениями древних мастеров можно и в России. Большой коллекцией скульптур и барельефов располагает Государственный музей им. Пушкина и Эрмитаж.
Пронзительные образы Андрея Рублева и строгие фигуры Феофана Грека, реалистичность Дионисия и «западный» стиль Симона Ушакова — все это разнообразная и самобытная русская иконопись, которая до конца XIX века и искусством-то не считалась. Исследователям пришлось приложить немало усилий, чтобы вернуть иконе ее статус произведения искусства.
Зоологические сюжеты были одними из самых популярных в средневековом искусстве. А бестиарии — сборники, повествующие о мифологических, экзотических и вполне обычных тварях, пользовались спросом во всей средневековой Европе. Авторы сборников «трактовали» животных как иероглифы, приписывая им человеческие черты и манеры, наделяя добродетелями и грехами. Позже эти сюжеты в своих картинах использовали художники Возрождения, например Иероним Босх.
Об особенностях творчества немецкого мастера рассказал историк-медиевист Нильс Бюттнер в своей книге «Таинственный Босх. Кошмары средневековья в картинах художника». А с животными из европейских бестиариев вас познакомит хранительница Британского музея в лекции «Как поймать единорога».
Эта эпоха кажется неприступной для изучения и понимания. Созвездия гениев, среди которых были Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело блистали не только в Италии. Свои великие мастера были в Германии и Нидерландах.
Искусствовед Мария Санти сделала удачную попытку объяснить, кто есть кто в истории Возрождения. А у знать больше о северном возрождении вы можете из лекций Государственного музея им. Пушкина:
Если возрождения характеризуется всплеском интереса к истории и философии, достижениями в механике и химии, то Раннее Новое время подарило великие географические открытия, начало книгопечатания и механизацию ручного труда. Были в эту эпоху и свои гении, среди которых выделяется Микеланджело Меризи да Караваджо — реформатор европейской живописи рубежа XVI — XVII веков. Его творческим находкам, шифрам и непростой биографии посвящена книга Костантино д`Орацио «Таинственный Караваджо. Тайны, спрятанные в картинах мастера». А увидеть работы мастера можно на видео-экскурсии Лондонской галереи:
Передвижники стали символами отечественной живописи XIX — начала XX веков. Они первыми открыто выразили свое несогласие с политикой Академии художеств и первыми провозгласили искусство достоянием народа. Но ни одно из их начинаний ни привело бы ни к чему, если бы не талант самих художников. В круг передвижников входили Николай Ге, Архип Куинджи, Илья Репин, Михаил Шишкин и многие другие.
Узнать об их биографиях и творческих находках можно из книги Юлии Варенцовой «Передвижники», а по залам Третьяковской галереи вас проведут искусствовед Замфира Трегулова и музыкант Сергей Шнуров.
Как бы нам не хотелось, в одном материале мы не можем осветить все эпохи живописи и всех любимых художников, поэтому завершим нашу экскурсию Ван Гогом, известным своими эпатажными выходками. Но несмотря на всемирную славу, настоящей биографией этого художника мало кто интересуется, а ведь она полна драматических моментов! Историю «из первых рук» вы узнаете из книги «Письма к брату Тео».