Множество фанатов ждут мартовского релиза DOOM Eternal от id Software. В преддверии этого важного события для игровой индустрии мы решили вспомнить о создателях франшизы, которая навсегда изменила мир компьютерных развлечений.
В книге Дэвида Кушнера «Повелители DOOM» множество фактов о легендарных разработчиках. Мы выбрали 5 самых интересных из них.
-22% Повелители DOOM. Как два парня создали культовый шутер и раскачали индустрию видеоигр Мягкая обложка 934 ₽ 1198 ₽ -22% Добавить в корзину Контент 18+
Маленькая, но сплоченная команда
Для создания большинства современных компьютерных игр необходима работа десятков или даже сотен людей. Программисты, геймдизайнеры, тестировщики, актеры озвучания и другие специалисты могут годами трудиться над каждым новым эпизодом, но завершение проектов все равно регулярно приходится переносить. А ведь еще четверть века назад неплохую игру можно было «сделать» от начала и до конца силами пары-тройки увлеченных студентов — и всего за несколько месяцев.
В разработке первой части DOOM участвовало немногим больше 10 человек, возглавляемых Двумя Джонами — Кармаком и Ромеро. Над генерацией идей и озвучанием работала вся команда, а все прочие обязанности были равномерно распределены. Распространялась игра за счет условно-бесплатной версии, так что затраты на рекламу были минимальными.
Громкое имя
Идея для названия игры пришла к Кармаку, когда он вспомнил о фильме Мартина Скорсезе «Цвет денег» (1986). В одной из сцен молодой герой Тома Круза входил в бильярдный зал, держа в руках черный футляр с любимым кием, а завсегдатай заведения спрашивал у него: «What you’ve got in there?» («Что у тебя там?») Со зловещей улыбкой Круз отвечал: «Doom!» («Твой рок!») — и обыгрывал опытного соперника подчистую.
Джон Кармак мечтал, что и новая игра станет для команды id Software таким кием, с помощью которого разработчики смогут обставить конкурентов и показать всему миру свое мастерство. Так и получилось.
Демоны, наука и настольные игры
Когда в 1991 году несколько молодых разработчиков покинули компанию Softdisk и объединились вокруг Двух Джонов, на свет появилась id Software. Будущие создатели легендарных DOOM и Quake первым делом арендовали домик на озере, чтобы жить и работать вместе. В свободное от программирования время они уплетали пиццу и играли в Dungeons & Dragons. Мастером, конечно же, был Кармак — он неизменно управлял ходом игры.
В одном из раундов Ромеро пожадничал и, пытаясь добыть волшебный меч, сделал неверный ход — призвал демонов в воображаемый мир. Ролевая игра на этом закончилась, а вот история DOOM только начиналась. Вдохновленный тем случаем, а также любимыми фильмами всех присутствующих, Кармак решил, что их новая игра должна стать неким симбиозом идей из «Чужого» Джеймса Кэмерона и «Зловещих мертвецов» Сэма Рэйми, а геймерам обязательно понравится использовать новейшие технологии для сражений с демонами из ада. Раньше никто не делал ничего подобного, так что идея понравилась всем участникам команды.
Лучший шутер от первого лица
DOOM не был первым шутером от первого лица, но после его появления все игры такого типа стали называть его клонами. И во многом это было справедливо: другие компании часто использовали движок, разработанный Кармаком, и другие наработки, купленные у id Software.
Читайте также: Как создаются книги для геймеров
Кроме того, создатели DOOM оставили в свободном доступе код нескольких служебных утилит и редакторов уровней. Этот рискованный шаг спровоцировал массовое копирование элементов игры, а также создание десятков тысяч любительских модификаций: StarDOOM переносила действие в мир «Звездных войн», Метро-DOOM — в подземку, а монстры из адского пекла то и дело превращались в героев мультсериала «Симпсоны» и других популярных персонажей. Когда же с разработчиками связались военнослужащие из штата Виргиния и попросили дать добро на создание модификации для тренировки солдат морской пехоты, ребята сперва решили, что это шутка. Но MarineDOOM действительно вышла и в течение нескольких лет использовалась для тренировки командных навыков американских морпехов.
Игра была везде: в каждом доме, учебном заведении и офисе. Дошло до того, что появилась специальная программа, удаляющая DOOM из всех сетевых папок, чтобы геймеры, сражаясь с демонами по локальной сети, не ставили под угрозу работу своего предприятия или приемной комиссии университета.
PR для Microsoft
К 1995 году популярность DOOM была огромной. Обратили внимание на нее и сотрудники Microsoft: ходили слухи, что количество компьютеров с их новой операционной системой отстает от числа тех, на которых установлена культовая игра. И хотя id Software уже успела отказать Apple и IBM, подчиненным Билла Гейтса каким-то чудом удалось уговорить Кармака разрешить им самостоятельно портировать DOOM на Windows 95 с помощью DirectX. И они не прогадали: пользователи были готовы купить все, что угодно, лишь бы поддерживался любимый шутер. Таким образом, DOOM фактически оказался одной из причин популярности новой ОС, и после этого игры и другие программы для нее стали выпускаться более активно.