Как превратить грозу в эмоцию, а городскую легенду — в захватывающий сюжет? Анна Велес точно знает ответ. В этом интервью она рассказывает, с чего начался её путь, где прячется магия и почему вдохновение иногда приходит из песни или старой фотографии.
Помните ли вы момент, когда решили стать писателем? С чего начался ваш творческий путь?
Писать я начала лет в 12. Понимаю, прозвучит немного нагло, и сейчас я признаю это с немалой долей самоиронии, но тогда я позавидовала Пушкину. Вот чего это он — гений Русской литературы? Я тоже хочу. И конечно, сначала я писала стихи. Пара удачных сохранились до сих пор. В десятом классе читали Горького. Его знаменитые стихи в прозе. И это было для меня откровением.
А еще спустя полгода я узнала о существовании танка, восточной поэзии. Опять же, многие эти крохотные, но яркие пятистишия храню до сих пор. Но к одиннадцатому классу я уже «болела» прозой. И была уверена, что хочу писать книги. Это была не мечта, а конкретная цель.
Каким был ваш самый первый рассказ или роман? Было ли в нём уже то мистическое или детективное, что стало вашей визитной карточкой?
Свой первый роман я написала в том же выпускном классе. Очень наивный, неуклюжий, очень далекий от реальности. Очень сожалею, что он не сохранился. Но это был детектив с элементами боевика.
Была даже задумана целая серия, пару запланированных тогда сюжетов помню до сих пор, и кто знает, может, еще и напишу их. Но это даже тогда казалось не серьезным. А вот на первом курсе филологии, уже сложилось нечто стоящее. Очень хорошо помню этот момент. Лекция, монотонный голос преподавателя, я сижу у окна, в наушниках слушаю музыку, в голове какие-то образы, мысли, я беру тетрадь и пишу от руки первую строчку... Я до сих пор считаю, что рассказ «Последний герой» — одно из лучших написанных мною произведений. И да, в нем уже была мистика, вернее, сочетание реальности и чего-то такого, таинственного, сакрального, что привлекает всех подростков. А потом я начала «Бюро магических услуг».
Идеальное сочетание двух моих любимых жанров: фэнтези и детектив. Вариантов было много, идея зрела, взрослела вместе со мной, менялась, пока не обрела правильную форму.
Расскажите нашим читателям про себя: чем вы увлекаетесь, чем вдохновляетесь?
На самом деле, я об этом рассказываю в каждом своем романе. Я это безумная смесь: галлонов кофе, тысячи рецептов, миллионов связанных петель, нанизанных бусин из натуральных камней. А еще ароматы и музыка! Нет, ее я не пишу, а слушаю. Разную, но глубоко. Даже в разгар деловой встречи, или выступления, я могу вдруг прерваться, если слышу какую-то из любимых композиций. Фолк, рок, классика в обработке, джаз, и те самые баллады 80х, которые узнают все, даже не помня, кто их исполняет.
А еще мифы. Я живу в атмосфере магического реализма. Отсылки, образы, символы, они везде. Даже отношения с людьми, все они развиваются по сценариям сказок или легенд. Но главное исследование моей жизни — Артуриана. Почему так, не знаю, и уже давно не задумываюсь. Но именно он, единственный мужчина в моей жизни, кому я верна — Король прошлого и Грядущего, он главный источник моего вдохновения.
Какие авторы или книги оказали наибольшее влияние на ваш стиль в литературе?
Очень трудно на такое ответить. В целом, каждая книга обязательно оставляет что-то, в каждой находишь некую изюминку: интересный сюжетный ход, какие-то приемы, то, как создают героев. Но изначально, это была Франсуаза Саган. Ее умение жить в мелочах, комфорт в себе, нечто такое жизнеутверждающее и в тоже время — тонко грустное. Так писать надо уметь! Потом Моэм. С его цинизмом и отстраненностью. Вот просто люблю. И Шекспир! Пусть это шаблонно и затерто, но у него потрясающий язык!
В своем жанре, это, конечно, Роджер Желязны и его Амбер. Особенно первые книги серии про Корвина. Идеальное фэнтези. И Алексей Пехов. Снова тоже самое — стиль. Легкость и глубина. И умение плести сюжет. Вот на авторах этого жанра я реально училась. Из последнего, что потрясло, дилогия — «Шестерка воронов» и «Продажное королевство». Тут все, и жанр, и интереснейшие авторские приемы, и сюжет. Читать, запоминать, пробовать по-своему.
Как вы разрабатываете свои сюжеты? Сталкивались ли вы с трудностями в процессе написания?
Всегда сначала есть нечто. Изюминка. Некий крючок. Это может быть фраза из песни, картинка в Интернете, случайная услышанная фраза. Например, один из своих последних романов — «Магия не исчезает», я буквально вытащила из песни «У хозяина болота» группы «Сны Саламандры». А «Хозяин мрачного замка» появился благодаря фотографии ворот заброшенного имения в Польше.
Плана никогда нет. Есть зачин, интрига, что-то вроде: а вот если вдруг случается такая ситуация... Уже к этому зачину побираются, как мозаика, персонажи, какими они будут, декорации, даже жанр. Потом я бросаюсь писать. И начинаются проблемы! Я ломаю голову, а как из этой ситуации выйти, но главное, как ее логично раскрутить и объяснить читателю. В этом вся соль и удовольствие. Ведь если мне интересно это писать, ломать над этим голову, то и читателя это увлечет. Так что без проблем нельзя.
Как вы определяете для себя границу между реальностью и сверхъестественным в своих историях? Есть ли правила, которых придерживаетесь?
Это один из самых трудных вопросов. Грань тонкая. И часто она пролегает где-то на уровне даже не психологии, а психиатрии. Мистика или болезнь? На чем часто строится некий внутренний конфликт персонажей. Объяснить эту грань словами, я, наверное, не смогу. Я ее просто чувствую интуитивно.
Я более чем реалистка, но все же есть в мире магия. И она подобна науке, потому что развивается точно по законам логики. И вот понимание этого дает возможность провести ту самую грань. Магия — это знание. Потому, получая их, человек может разделить реальность и сверхъестественное. В этом и заключается главное правило.
И точно скажу, в каждом произведении, мистическом триллере, фэнтези, где угодно, правила магии должны быть изложены в романе. Тогда сам читатель сможет почувствовать эту грань. Снова — потому что это будет логично. И так он сам объяснит себе всю написанную мистику.
Ваши персонажи часто сталкиваются с потусторонним и необъяснимым. Случалось, ли подобное с вами?
Да. Мне кажется, это очевидно. И вот тут будет правильно кое-что объяснить. Я не переношу эзотерику, банальную мистику. Я верю в то, что имеет логическое объяснение. Многое из того, что мы называем «мистикой», является на самом деле чем-то вроде сплава физики, психологии и мифологии. А потому, встречая в жизни нечто такое, я лезу разбираться, а потом, поняв суть этого явления, просто принимаю это таким, какое оно есть. В жизни должна быть магия и чудеса. Потому этот мир прекрасен.
Как вы создаете атмосферу в ваших книгах? Какие элементы, по вашему мнению, помогают создать действительно пугающую или загадочную обстановку?
Тоже сложный вопрос. Но тут есть несколько основных приемов. Проще всего показать это через эмоции персонажа. Увидеть картину его глазами. А значит, почувствовать тоже, что и он. Всегда срабатывает.
А есть еще буквальных набор образов-символов, слов-тригеров. Я называют их «архетипными». Мы слышим их или читаем, и уже получаем некий трехмерный образ, наполненный эмоциями. Мое любимое для примера — гроза. Это не просто природное явление, это сразу целая палитра внутреннего состояния человека. Потому такие слова я часто использую.
И третий прием, описания «декораций». Атмосфера мест. Тут надо делать хитро. Их надо выделять в тексте. Изменять аккуратно стиль. Создавать некий набросок, тонкими штрихами, оставлять возможность читателю додумать картину самостоятельно. Поверьте, никто никогда не напишет нечто таинственное или даже страшное подробно, чтобы испугать словами. Буквально, это завет Эдгара По: пугает то, что не раскрыто полностью. Испугаться, напрячься, забеспокоиться, читатель может только самостоятельно, дело писателя — дать ему для этого повод.
Как выглядит ваш писательский день? Это спонтанное вдохновение или строгое расписание и план? Есть ли у вас личные ритуалы или «магические» привычки, которые помогают войти в нужное настроение для написания мистики?
Если хочешь написать что-то стоящее, надо работать каждый день. Есть такая шутка: тем, кто работает 24 часа в сутки, семь дней в неделю, почему-то удивительно везет! Быть писателем, это работать им, тогда и вдохновение будет постоянным явлением.
Да, у меня четкий режим. Я встаю, завтракаю, немного настраиваюсь, для этого что-то читаю или смотрю во время еды. Потом сажусь за ноутбук. И работаю 3-4 часа. Днем время для домашних дел, после обеда отдых и вязание или чтение. Вечером снова работаю еще часа три-четыре. На ночь чашка кофе с чем-нибудь вкусненьким и чтение в удовольствие перед сном.
А настраиваться на мистику не приходится. Каких-то ритуалов и секретов нет. Я просто сажусь и вначале работы перечитываю то, что писала накануне. Иногда, даже перечитываю весь объем целиком. Помогает «возродить» настроение.
При моем образе жизни в том самом магическом реализме, проблем с ощущением мистики нет. Надо просто посмотреть вокруг, мы живем в мире, где Боги все еще ходят среди людей, а чудеса прячутся в подворотнях, под столиками кафе, тайны мерцают огнями неоновых реклам. Это сказка, и этого достаточно, чтобы изложить ее на листе.
Какие новые книги мы можем ожидать от вас в ближайшее время?
Ответ может занять несколько десятков листов! Если коротко, сейчас в работе очередной роман в серию «По следам городских легенд». Надеюсь закончить его в августе. Тороплюсь, потому что в запасе есть еще пара сюжетов для этого цикла и их уже тоже руки чешутся написать. Параллельно пишу последнюю часть в пятикнижии Караса. Это классическое фэнтези. Моя горячо любимая, обожаемая серия. Тайная Стража Караса, по которой я буду очень скучать. Ее тоже выпущу к концу лета.
А дальше надо будет дописать Тайный Королевский Сыск. Так же остается последняя книга в серии. Проект «Следствие ведет писатель». Легкий почти уютный детектив «День писателя» я выпустила год назад. Теперь на очереди — «День читателя». Не продолжение, но история об авторе детективов, кому выпадает поучаствовать в расследовании в его реальной жизни.
И будет «Первый рыцарь». Рабочее название. Пишу этот проект очень медленно и осторожно. Потому что это снова про Короля Артура. Темное фэнтези, заново рассказывающие эту легенду. Мир кельтского мифа, то, что лежало в самой основе истории этого героя.
Прибавим к этому еще с десяток историй, которые припрятаны в тайной папке в сердце моего ноутбука!
Рейтинги