Франсуаза Саган

Саган Франсуаза — французская писательница. Появилась на свет в 1935 году в Кажаре.

Франсуаза была смышленым, но недисциплинированным ребенком. В 1953 году она провалила вступительные экзамены в Сорбонне, а уже спустя год стала известна как писательница — в 1954 году увидела свет ее новелла «Здравствуй, грусть». Произведение было положительно воспринято критиками и публикой и заложило основы нового стиля женской литературы.

Франсуаза Саган получала образование в частных школах Швейцарии и Франции и все же окончила университет Сорбонне. Однако делом ее жизни была творческая деятельность. Саган написала несколько десятков произведений, среди которых романы «Немного солнца в холодной воде», «Смятая постель», «Прощай, печаль», «Синяки на душе» и другие.

Произведения французской писательницы неоднократно экранизировались, среди кинокартин по мотивам книг Саган — «Женщина в гриме», «Добыча для тени», «Ландрю», «Капитуляция» и другие.

Франсуаза Саган называла себя «прожигательницей жизни». Писательница страдала от наркотической и алкогольной зависимости, нередко становилась героиней скандалов, попадала в аварии, увлекалась азартными играми. Свою страсть к приключениям она объясняла русскими корнями — ее бабушка по отцовской линии была русской.

Несмотря на признание и успех в юности, Саган прожила в бедности остаток своих дней. Писательница ушла из жизни в 2004 году.

Читать полностью Свернуть текст

Отзывы

Немного солнца в холодной воде

Всегда ли мы готовы к тому, что просим? Можем ли мы принять и ценить солнце, освещающее холодную воду? А любовь, которая сначала кажется спасением, а потом оказывается твоим палачом? На эти вопросы каждый отвечает для себя сам, исходя из опыта, эмоциональной зрелости и готовности изменить жизнь. Грустно, что при всей твоей готовности и отдаче, к счастью может быть не готов твой партнёр. Но так устроена жизнь, люди, отношения. А кто ищет, тот найдёт.

Читать полностью
Любите ли вы Брамса?

Когда жизнь даёт то, что просишь: шанс, возможность посмотреть "а как оно всё могло быть?". Всё происходит в свое время, в тот момент, когда ты больше всего к этому готов.
...Это было её прощание с молодостью или попытка её вернуть,окунуться в ту беззаботность еще раз. Он был олицетворение, казалось, всего того, что она лишилась и так и не приобрела в свои 39 лет. Но мы, как ни странно, вкусив нового, часто возвращаемся к своей старой, привычной, уютной жизни. Кто-то скажет, что необходимо прочувствовать контраст, научиться ценить то, что у тебя есть. И да, на какой-то момент ты видишь новые краски в том, что раньше казалось до боли знакомым. Но как часто мы снова устремляемся в привычное, потому что так заведено, потому что ничего мы с собой поделать не можем. Потому что иногда удобнее ждать, а не догонять, верить,​ а не сомневаться, молиться, а не любить. До странности странная вещь эта жизнь. И кстати, вы любите Брамса?

Читать полностью
Здравствуй, грусть

Пока все мечтают с грустью попрощаться, Франсуаза Саган ее, как говорится, категорически приветствует, чего и нам советует своим заманчивым дебютом. Однако стоит ли прислушиваться к совету мадам Саган каждый волен решать сам. Роман «Здравствуй, грусть!» 1954 года до сих пор будоражит умы читателей и на особо впечатлительных особ производит самое неизгладимое впечатление. Франсуа Мориак, прочитав его назвал Саган «очаровательным монстром», но мне кажется, что этот эпитет прекрасно отражает не только писательский характер мадам Саган, но и отлично описывает ее дебютный роман.
В нем баланс отвращения и притягательности выверен вплоть до миллиграммов, а точнее до слогов. В каждой своей мысли и мечте, пропитанной себялюбием и инфантильной жестокостью, главная героиня Сесиль отталкивает и очаровывает одновременно. Она не стесняется своих желаний, не ищет оправданий или прощения. Она делает то, что хочет, не мирясь с отказом как людей, так и самой судьбы. Такие испорченные натуры всегда обладают особым шармом, который и удерживает читателя, заставляя его следить за омерзительными поступками маленькой избалованной девчонки или строптивого юнца страница за страницей. Удивительно, как раздражает юность людей любого возраста! Именно возраст Сесиль, пограничное состояние между нерадивой подростковостью и расчетливой взрослостью, добавляет остроты всем ее мыслям и поступкам. С одной стороны, она обиженный ребенок, который жаждет вкусить сладкие плоды взрослых развлечений, но с другой, уверенная женщина, которая хочет остаться девочкой. Этот коктейль противоречий на фоне летнего марева и богемной атмосферы смакуется на славу. Саган отлично знала этот рецепт, который не имеет срока годности, и с удовольствием использует его, мастерски воплощает его в каждом повороте сюжета, раскрывая Сесиль с еще более омерзительной стороны. Сопереживать главной героине в ее грусти тяжело, скорее даже это ниже собственного достоинства. Однако отвратительно испытывать что-то кроме раздражения или усталости по отношению и к другим персонажам, какими бы сильными или слабыми не были их отлично прописанные характеры. Саган рисует яркими красками психологические портреты своих героев, не ударяясь при этом в карикатуру, а помогает ей при этом откровенность и реалистичность повествования, которая не ударяется в постижение таинства души. Ее персонажи сложны в своей простоте: мотивы каждого предельно ясны, но путь того, как они к ним пришли извилист, и прохождение этого пути увлекает страница за страницей.
Формат этого произведения идеален для коротких летних путешествий на дачу или природу в выходные от работы время: роман маленький по сравнению с классическим форматом романа, а версия PocketBook от издательства Книги Эксмо. Издательская группа в мягкой обложке будет удобна для оставления в гамаке или покрывале, бросания в сумку или рюкзак, загибания страниц, чтобы держать книгу одной рукой. Словом, очень летний и отпускной вариант.
Конечно, "Здравствуй, грусть!" не новинка, скажет привередливый читатель, однако отмечу, что дебют Франсуазы Саган не подвластен времени, потому что что-то модно, что-то вышло из моды, а что-то стиль. Так вот "Здравствуй, грусть!" - это самый летний стиль, который только можно вообразить.

Читать полностью
Женщина в гриме

весьма по-французски)

Именно  благодаря этой книге мне повезло  познакомиться с творчеством Франсуазы Саган, чему  очень рада. С самых первых страниц я  старалась угадать, кто же из всех представленных дам - та самая "женщина в гриме", и лишь в конце поняла,  что так можно назвать любую героиню этой  книги . Да что там героиню,  герои  то тоже "в гриме",  у каждого своя четко отрепетированная роль.
  Саган нас  знакомит с  изысканным обществом  богатых людей,  путешествующих  на  круизном лайнере.  Динамика в это произведении  отсутствует, мы имеем дело  с очень неспешным повествованием, в котором постепенно раскрываются наши герои так, что бы  мы могли  заглянуть под их грим. Они кушают,  гуляют,  посещают концерты... и находят родственные  души.  Изначально Кларисса  никакого интереса во мне не вызвала, слишком уж незаметной   сделала ее Саган, но  со временем   героиня  отлично проявяется,  и уже невозможно оторваться от книги, ведь там так  по-французски описан адюльтер...
    Свою порцию удовольствия  от   книги и автора я получила, но признаю,  чтобы читать Саган с удовольствием- нужно  пребывать в определенном,  немного меланхоличном настроении.  Лишь тогда, на мой взгляд, можно в полной мере насладиться  неспешной  манерой написания  романов автора.

Читать полностью
Здравствуй, грусть

Оттенки жизни

Великий талант - уметь грустить так, что хочется еще!
Франсуаза Саган - это мастер, благодаря которой жизнь предстает необъятным океаном и подмерзшими осенними лужицами,  бурлящим водопадом и тонкими ручейками любви. Любовные истории героев будто перетекают из одного состояния в другое. И в этом заключена легкость, трагичность, грусть, улыбка.... И в этой естественности жизни особая прелесть рассказов Саган.  "Здравствуй, грусть" - это открытие еще одного природного оттенка.

Читать полностью
Здравствуй, грусть

Грустное взросление

Трогательный роман о хрупкости человеческого бытия, о пределах человеческой свободы. Сесиль 17 лет и она отдыхает с отцом-вдовцом и его молоденькой любовницей Эльзой на берегу Средиземного моря. Там Сесиль знакомится со студентом Серилом, потом на виллу приезжает Анна, ровесница отца. Сесиль отстранённо наблюдает за взрослыми, но когда Анна пытается ограничить её свободу - бунтует.Протест Сесиль приводит к трагедии. Анна погибает.

Читать полностью
Все отзывы (18)

Рецензии СМИ

Здравствуй, грусть

Франсуаза Саган. Здравствуй, грусть

«Я была молода, один мужчина мне нравился, другой меня любил. Мне предстояло решить одну из глупых, маленьких девичьих проблем; я раздувалась от гордости. Мужчина даже был женат, и, значит, существовала другая женщина, и мы разыгрывали наш квартет, запутавшись в парижской весне. Из всего этого я составила прекрасное, четкое уравнение, циничное, лучше некуда. К тому же я поразительно хорошо чувствовала себя в своей шкуре. Я принимала и грусть, и нерешенные проблемы, и будущие удовольствия, я заранее принимала все с насмешкой». Один из самых известных романов Франсуазы Саган — «Здравствуй, грусть». Повод поговорить о нем — дала книжная серия издательства «Эксмо». Точнее даже не серия, а тип издания. Так называемый flipbook. Это книжки очень небольшого формата, напечатанные на тонкой рисовой бумаге. Они почти ничего не весят. Для того, чтобы шрифт был не слишком мелким, книга несколько непривычно сверстана. Строчки идут не поперек, а вдоль страницы, и листаете вы книгу как блокнот.

Николай Александров

Источник: echo.msk.ru

Читать полностью
Шелковые глаза

Франсуаза Саган. Шелковые глаза

Рассказы автора романов «Здравствуй, грусть» и «Немного солнца в холодной воде» были впервые опубликованы в 1970 году и на русский язык до сего дня не переводились. Писаны они сорокалетним человеком, до смерти уставшим от трюизмов в жизни и литературе, а потому впавшим в не менее тривиальный искус. Здесь все происходит преувеличенно вопреки. Поперек житейской логики, против общего хода и по этой причине надуманно, как нередко бывает с восставшим на обыденность романтизмом. Но что, невзирая на эту возгонку, необычайно ценно, так это то, что объекты интереса Саган — люди, утратившие сложившееся представление о себе. Она сущим провизором отмеряет и смешивает доли наития и даже благодати, а также деталей пейзажа, в котором персонажей, неутомимых бездельников разного возраста и пола, осеняет, что их жизнь, окружение, предполагаемые поступки и они сами вовсе не имеют с собой ничего общего. Что они себя даже не представляют. Сбитые с толку они либо отзываются странными поступками, либо уходят, не вытерпев жить с этим новым знанием о себе, требующим чего-то большего, чем тоска. Саган предлагает пародийный, мещанский, романтичный, прозаический, сентиментальный варианты. Самый наглядный — в рассказе «Пруд одиночества»: «Кто-то в ней непременно хотел бежать из этого места, отыскать свою машину, музыку в машине, дорогу и тысячи средств избежать смерти... кто-то хотел вновь обрести объятия Жан-Франсуа, парижские кафе, „джин, цыган, сифоны и электричество“, любезные Гийому Аполлинеру. Но был в ней и кто-то другой, кого она не знала... и кто хотел смотреть, как опускается ночь, как пруд устраивается на ночлег в темноте...» Саган воспринимает этих персонажей серьезнее, чем те заслуживают, или отказывает им в этом праве, но вторые удаются ей лучше, пожалуй.

Тихон Пашков

Источник: odnako.org

Читать полностью

Цитаты

Все цитаты (19)

Нужна помощь?
Не нашли ответа?
Напишите нам