4 августа, 2025

«Тайга — закон, медведь — прокурор»: Анна Князева о ритуальных убийствах и древних мифах Севера

Глубокая тайга, ритуальные убийства и следователь, идущая наперекор страху и смерти. В «Белом асфальте» преступления вплетены в мифы и жестокую реальность северного поселка. В интервью с Анной Князевой — о цене правды, духах леса и о том, как легко потерять человеческое лицо.

Ваша новая книга посвящена охотникам-любителям. Как вы перешли к таким, можно сказать, «брутальным» темам после детективах о театрах и особняках?

Для меня эта книга была не переходом, а скорее возвращением к корням. Я выросла в Сибири, в маленьком городке посреди тайги. Хорошо знаю, чувствую этот мир. Суровые условия и особенный характер людей, живущих в таких местах, всегда привлекали меня своей силой и подлинностью.

-15% Белый асфальт Анна Князева 629 ₽ 742 ₽ Купить

Если раньше я писала о пространствах, где преступление совершается в узком кругу, то в «Белом асфальте» трагедия разыгралась в глубине бескрайней зимней тайги. Здесь люди более уязвимы, и ставки намного выше. Это территория со своими законами, в полном соответствии с поговоркой: «Тайга — закон, Медведь — прокурор».

Почему вы решили сделать ритуальные убийства центральной темой вашей истории?

Ритуал — это не просто преступление, это декларация преступника миру. Мне хотелось показать, что на самом деле архаика и первобытное мышление не так уж далеко ушли от нас. Оказавшись наедине с природой, человек быстро сбрасывает с себя налет цивилизованности и становится самим собой. Северная тайга — идеальная декорация для таких сюжетов. Здесь можно увидеть, как благополучный, на первый взгляд, человек теряет себя и обнажает истинную сущность, жестокую и безжалостную.

Расскажите об Анне Стерховой как о главной героине. Как вы видите её внутренний мир и как её личные качества влияют на расследование?

Анна Стерхова — следователь, расследует преступления прошлого. Это человек, который много пережил и многому научился. Она не стремится быть удобной и приятной для окружающих, ее цель — любой ценой докопаться до истины. Анна замечает скрытые связи и детали, которые упустили из виду прежние следователи по архивным делам. В «Белом асфальте» ее внутренний стержень помогает дойти до конца, даже когда ей самой угрожает смерть.

Какие элементы мифологии и легенд вы использовали при создании сюжета и образа Совиной Плахи?

Я много работала с легендами и мифами народов Севера. Их мифология полна образов духов леса, шаманов, предсказаний и мистических знаков. Совиная Плаха — это собирательный образ, который я составила из местных легенд, где духи леса, наказывают тех, кто нарушает негласные законы тайги. Такие мифы всегда наполнены глубокими смыслами. Они учат уважению к природе и страху перед тем, что нельзя контролировать. В моей книге Совиная Плаха стала символом беспредельной силы природы, справедливости и неумолимости возмездия. Хотя до конца неясно, реальна эта история или всего лишь миф.

Что означает название романа?

«Белый асфальт» — это метафора стремления к лучшей жизни, к иллюзорной дороге, по которой проще идти. Но за этой простотой стоит нечто большее — высокая цена, которую платит каждый.

Есть ли в вашей книге элементы автобиографичности или эпизоды, основанные на реальных событиях, которые вы использовали для создания сюжета?

Да, в романе много реальных событий. Я бывала в этих местах и общалась с людьми, которых описываю. Многие эпизоды родились из того, что я видела сама. Для меня было важно сохранить эту подлинность: жестокость, прямоту и приметы местечкового самоуправства. Поэтому я старалась максимально точно передать атмосферу, отличительные особенности и детали быта, характерные для жизни удаленного северного поселка золотодобытчиков.

Были ли какие-нибудь произведения, фильмы или картины о тайге, которые вас вдохновили на написание «Белого асфальта»?

Одним из главных источников вдохновения стали книги Виктора Астафьева, особенно его «Сон о белых горах». Астафьев мастерски передает красоту и жестокость природы, глубину человеческих переживаний на фоне тайги. Его книги были важной опорой и вдохновением во время работы над романом. Также я посмотрела много видеосюжетов о староверах и народах Севера. Они помогли мне визуализировать события романа и сделать их убедительными.

Пару слов читателям

Я благодарна тем, кто берет в руки мои книги и «шагает» рядом со мной. Хочется напомнить: в каждом из нас есть внутренняя сила, способная преодолеть даже самые трудные испытания. Я верю в эту силу и надеюсь, что мои читатели тоже верят.