Иван Антонович Ефремов- легендарная фигура русской фантастики 2 половины ХХ века. Энциклопедист и мыслитель, именно он в далеком 1956 году описал появление электронной книги и трехмерного телевидения с параболическим вогнутым экраном своем в романе «Туманность Андромеды». А в 1965 стал прототипом Фёдора Симеоновича Киврина в повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».
Иван Антонович Ефремов — яркая и самобытная фигура в истории российской и мировой литературы. Будучи самоучкой, в четыре года он научился читать, в 16 лет окончил школу всего за два с половиной года и сдал экзамены на штурмана каботажного плавания, отплавав год матросом навигацию на Тихом океане, в 19 лет совершил свое первое открытие, одновременно с дипломами об окончании ЛГУ (биофак) и Горного института получил диплом кандидата наук, в 33 года стал доктором наук.
Более 10 лет своей жизни Ефремов провел в палеонтологических экспедициях, приносящих многочисленные ценные находки и открытия, и рано понял, что все в мире подчинено определенным законам эволюции, знание которых необходимо человеку для правильного понимания своего места в мире.
В литературу он пришел неожиданно, главным образом из-за беспокойства по поводу сильного «крена» общественной мысли в сторону науки и техники, в ущерб человеку, его душе и чувствам. Свои первые «рассказы о необыкновенном», в которых сочетается научная фантастика и приключения, Ефремов начал писать во время войны. Примечательно, в этих рассказах он как ученый предсказал открытие алмазных месторождений в Якутии и голографию, а небольшой повестью «Катти Сарк» — непосредственно повлиял на судьбу знаменитого британского парусника, ныне отреставрированного энтузиастами и стоящего на берегу Темзы.
Первые рассказы Ефремова были опубликованы уже в послевоенные годы, но настоящую славу самого конструктивного мыслителя в мире и родоначальника советской научно-социальной фантастики он приобрел после выхода в свет романа «Туманности Андромеды» (1957) о планете, превращённой её жителями в цветущий сад и «Часа Быка» (1970) — мрачной антиутопии о планете Торманс, противостоящей светлому миру Земли.
В промежутке между «Часом быка» и «Туманностью Андромеды» Ефремов выпускает экспериментальную книгу — «Лезвие бритвы, роман приключений». Необыкновенный, захватывающий дух авантюрный сюжет — разгадка тайны очень древней короны из неизвестного металла, которая найдена на дне большого океана, один из главных героев — врач и опытный психолог Гирин, который увлечен своим «интеллектуальным детективом» (проводит исследования тайн подсознания, сложную человеческую психику в целом, ее взаимосвязь с великим творчеством и генетической памятью).
В 1972 году выходит последний роман писателя, написанный во имя бессмертного искусства и его вдохновительницы-женщины — «Таис Афинская» — в котором автор обратился ко времени Александра Македонского и попытался проследить, как ставились тогда те проблемы, решения которых он показал в произведениях о будущем. Исследования малоизвестных женских культов, сосредоточение внимания на внутреннем мире женщины и её роли для исторических судеб, размышления о генезисе культур и религий и их взаимодействии, поиск красоты и истины — всё это собрано в романе и показано в широком историческом контексте столкновения античной и восточной культуры.
Источники: Википедия, Ефремов-фикшн (фото), Русская фантастика — энциклопедия
Библиография: Ефремов И.А.: Рассказы (1942 — 1965), «Звездные корабли» (1944), «На краю Ойкумены» (1945-1946), «Дорога ветров: гобийские заметки» (1955), «Туманность Андромеды» (1955-1956), , «Сердце Змеи» (1958), «Лезвие бритвы» (1959-1963), «Час быка» (1968), «Таис Афинская» (1970-1971). Перейти к книгам автора на сайте