Он предсказал экологический кризис, писал в ритме сердца и бежал от цивилизации
Его последний роман судили за непристойность, а картины конфисковала полиция. Он сбежал от цивилизации, чтобы основать свою коммуну, и предсказал экологическую катастрофу. Дэвид Герберт Лоуренс — не просто автор знаменитых романов «Любовник леди Чаттерли» и «Сыновья и любовники». Это фигура куда более сложная и радикальная: визионер, новатор и яростный критик современного ему мира, идеи которого до сих пор звучат пугающе актуально.
Лоуренс вырос в маленьком шахтерском городке Иствуд. Его отец был шахтером, грубым и малограмотным человеком, а мать — утонченной и образованной женщиной.
После ее смерти Лоуренс впал в глубокую депрессию и, чтобы пережить травму, стал писать покойной матери длинные исповедальные письма. Разочарование женщины в браке, материнская любовь, классовое и интеллектуальное различие в семье позднее стали основой его блистательного романа «Сыновья и любовники».
Хотя Лоуренс известен в первую очередь своими романами, он был также талантливым поэтом, эссеистом и художником. Сегодня его стихи считаются классикой поэзии двадцатого века, уникальными произведениями с неповторимой поэтикой, близкой к той, что использовали поэты из группы имажистов. Экспрессивные полотна Лоуренса, часто изображавшие обнаженную натуру, вызвали скандал в 1929 году. Выставка в Лондоне была разгромлена полицией, а работы конфискованы.
Лоуренс был не в ладах с «дряхлой Англией». Вместе с женой-аристократкой Фридой фон Рихтгофен он пустился в бесконечные странствия по миру в поисках идеального места жизни и лечения от туберкулеза. Он жил в Италии, Австралии (где написал роман «Кенгуру»), дважды пересек Атлантику и в итоге поселился в американском штате Нью-Мексико.
Во время жизни в США Лоуренс загорелся идеей создать коммуну «Ранчо Таос». Он купил участок земли и приглашал туда друзей, мечтая о жизни в гармонии с природой, вдали от машинного мира. Первыми гостями стали супруги Дороти Бретт и Джон Миддлтон Мерри. План рухнул мгновенно: Миддлтон влюбился в Фриду, Дороти — в Лоуренса. Хотя проект в итоге распался, он отразил страсть Лоуренса к поиску альтернативного пути для человечества.
За столетие до Греты Тунберг Лоуренс с почти мистическим ужасом описывал последствия индустриализации. Он видел в шахтах и заводах не прогресс, а «механическую Moloch», пожирающую природу и человеческую душу. Многие страницы романов Лоуренса — это гимны умирающей Земле и гневные обличения капитализма, который в погоне за наживой забывает об экологии.
Самый известный свой роман Лоуренс создал в три этапа. Первую версию книги «Любовник леди Чаттерли» он написал невероятно быстро — между ноябрем и декабрем 1926 года. Затем он почти полностью переписал ее еще дважды, создав вторую и третью версии, каждая из которых по сути является отдельным оригинальным произведением.
Поздние романы Лоуренса, такие как «Пернатый змей» (о возрождении ацтекских культов в Мексике) и «Утраченная девушка», сложно отнести к реализму. Он сознательно мифологизировал повествование, используя архетипы, ритуалы и символы для исследования коллективного бессознательного и поиска новых форм духовности. Критики часто называют этот уникальный формат «романом-мифом».
Лоуренс стремился писать не «правильно», а так, как дышит и пульсирует живой организм. Писатель часто использовал длинные ритмичные предложения с повторениями и нарастаниями, имитирующими биение сердца, волны гнева или мистического транса. Этот гипнотический, почти шаманский ритм — его фирменный литературный прием.
Лоуренс был блестящим эпистолярием. Сохранившаяся переписка насчитывает более 5000 писем, и около 800 из них — мини-лекции о литературе, творчестве, философии и его собственном методе. Это уникальный источник для понимания художественных замыслов писателя.
Роман «Любовник леди Чаттерли» был напечатан в Италии в 1928 году, но мгновенно оказался под запретом в Великобритании и США. Решающая битва за его публикацию состоялась только в 1960 году. Издательство «Penguin Books» выиграло громкий суд против обвинений в непристойности, и это дело стало поворотным пунктом в борьбе с цензурой и культурной революцией XX века.
В интернет-магазине «Читай-город» на книги Д. Г. Лоуренса действует скидка 25% по промокоду ЖУРНАЛ. Подробные условия смотрите в разделе «Акции».