Люди ненавидят истину из любви к тому, что почитают истиной
Аврелий Августин (354 — 430) — древнеримский философ и богослов, один из Отцов христианской церкви. Его работы оказали огромное влияние на становление и развитие средневековой теологии и философской мысли. Основополагающими среди них стали трактаты «О граде Божием», «О бессмертии души» и «Об истинной религии».
В историю же литературы Блаженный Августин вошел как автор «Исповеди» — цикла из 13 сочинений, в которых он рассказал о своем духовном пути от язычества к христианству. Эта книга стала первой в европейской литературе развернутой автобиографией.
Люди ненавидят истину из любви к тому, что почитают истиной. |
Можно ли, преследуя другого, погубить его страшнее, чем губит вражда собственное сердце? |
Почему душа больше радуется возврату найденных любимых вещей, чем их постоянному обладанию? Близкий человек болен, его пульс сулит беду, все, желающие его выздоровления, болеют душой; он поправляется, но еще не может ходить так, как раньше,- и такая радость у всех, какой и не было, когда он разгуливал, здоровый и сильный! |
Великая бездна сам человек, <...> волосы его легче счесть, чем его чувства и движения его сердца. |
Я хотел бы, чтобы люди подумали над тремя свойствами в них самих. Они — все три — конечно, совсем иное, чем Троица; я только указываю, в каком направлении люди должны напрягать свою мысль, исследовать и понять, как далеки они от понимания. Вот эти три свойства: быть, знать, хотеть. Я есмь, я знаю и я хочу; я есмь знающий и хотящий; я знаю, что я есмь и что я хочу, и я хочу быть и знать. |
Красноречивые высказывания не должны казаться истиной потому, что они красноречивы, а нескладные, кое-как срывающиеся с языка слова, лживыми потому, что они нескладны, и наоборот: безыскусственная речь не будет тем самым истинной, а блестящая речь тем самым лживой. Мудрое и глупое — это как пища, полезная или вредная, а слова, изысканные и простые, — это посуда, городская и деревенская, в которой можно подавать и ту и другую пищу. |
В этой жизни, которая называется «сплошным искушением», никто не может быть спокоен за себя: если он мог стать из плохого хорошим, это еще не значит, что он не станет из хорошего плохим. |
Выше правда, которая запрещает, чем власть, которая разрешает. |
Посмотри, Господи, и терпеливо, как Ты и смотришь, посмотри, как тщательно соблюдают сыны человеческие правила, касающиеся букв и слогов, полученные ими от прежних мастеров речи, и как пренебрегают они от Тебя полученными непреложными правилами вечного спасения. Если человек, знакомый с этими старыми правилами относительно звуков или обучающий им, произнесет вопреки грамматике слово homo без придыхания в первом слоге, то люди возмутятся больше, чем в том случае, если, вопреки заповедям Твоим, он, человек, будет ненавидеть человека. |
Слепотою своею люди хвалятся.
|