Рассказываем о жизни знаменитой кутюрье
Имя Коко Шанель давно стало синонимом утонченного стиля и превосходного вкуса. Она совершила революцию в моде и была невероятно трудоспособной. Кажется, будто начало карьеры далось ей легко, ведь талантом судьба ее явно не обделила. Но это, конечно, не так.
В издательстве «Эксмо» вышла биография «Коко Шанель. Женщина, совершившая революцию в моде». Мы внимательно ее и прочли — и рассказываем вам о том, как начинала свой путь легендарная кутюрье и что вдохновляло ее на модные реформы.
Габриель Шанель родилась в семье прачки, работавшей в приюте для бедных, и ярмарочного торговца. Она была вторым из шести детей этой несчастливой пары. Юная Эжени Жанна Деволь, мать Габриель, была слишком влюблена в непутевого отца своих детей — Альбера Шанеля — и не замечала мелочей вроде его нежелания жениться и обзаводиться семьей. Они зарегистрировали отношения спустя год после рождения второй дочери, и только потому, что родственники Жанны собрали приданое, которым был бы доволен ее муж.
Деньги в семью приносила опять же Жанна, параллельно ухаживающая за детьми. Надолго ее слабого здоровья не хватило, и она умерла в 32 года. А отец, освободившийся от надоевшей жены, не захотел воспитывать детей.
«Сыновей Жанны и Альбера отправили в публичное бюро помощи нуждающимся, которое поместило их в семьи местных фермеров. Дочерей оставили Альберу. В то время ему было сорок, и, по его мнению, у него была впереди целая жизнь, которую лучше было бы провести без семьи. <...> Альбер направился в Обазин. Небольшая деревушка в департаменте Новая Аквитания выросла вокруг старинного монастыря, где существовал приют для девочек. Там он и оставил Габриель и двух ее сестер и навсегда забыл о них».
«Коко Шанель. Женщина, совершившая революцию в моде»
Всю последующую жизнь Шанель приукрашивала и переделывала эпизоды из своего детства, чтобы забыть об этом предательстве. Но однажды она призналась: «Мне было двенадцать. У меня забрали все, я была мертва. Вы можете не один раз умирать на протяжении вашей жизни».
Именно в монастыре Габриель научилась шить. А благодаря своей тете, младшей сестре отца, которая забирала ее на выходные, девочка поняла, что рукоделие может быть творчеством, а не рутиной. После окончания монастырской школы она переехала жить к другой тетке по отцу. Та была всего на год старше племянницы. Они вместе снимали чердачную комнату на окраине Мулена и вместе работали в Maison Grampayre — компании, торговавшей товарами для шитья.
Габриель не довольствовалась скромной зарплатой. Она брала на дом мелкий ремонт одежды для своих клиенток, а заодно подрабатывала poseuse в известном городском кафешантане «Ротонда».
«Коко нравилось петь, и, несмотря на отсутствие таланта, публика ее полюбила. В ее репертуаре было всего три или четыре коротких простых песенки, популярных и запоминающихся, таких как Ko Ko Ri Ko и Qui qu’a vu Coco? Чтобы вызвать ее на сцену, поклонники пели слоги из ее песен: „Ко-Ко“. Так появилось знаменитое прозвище, под которым она будет известна до конца жизни».
«Коко Шанель. Женщина, совершившая революцию в моде»
Шанель не считалась красавицей, но умела кружить головы мужчинам. Одним из ее поклонников стал Этьен Бальсан — сержант французской армии, выходец из семьи богатых буржуа. Именно он привил Шанель любовь к лошадям и научил ее хорошо сидеть верхом. Это случилось в 1904 году — в эпоху, когда женщины все еще ездили в дамском седле, но некоторые из них, особенно смелые, уже садились на лошадь «по-мужски».
Женские брюки к тому моменту уже появились: их носили любительницы велосипедов. Но этот элемент одежды считался весьма неприличным, и, если честно, был не слишком удобным из-за большого количества складок. Шанель стала первой, кто решил, что удобство в конном спорте важнее приличий.
«Она не представляла, насколько революционным был ее поступок, когда попросила своего скромного портного в Круа-Сент-Уэн сшить ей брюки наподобие бриджей для верховой езды, которые она позаимствовала у английского грума. <...> Шанель часто рассказывала об этом эпизоде, вспоминая удивление портного и собственное удивление, когда он написал ей в 1930-е годы, узнав на фотографии».
«Коко Шанель. Женщина, совершившая революцию в моде»
Простые вещи, подчеркивающие фигуру и не требующие корсета, в начале XX века можно было изготовить двумя способами: использовать косой крой или... тянущуюся ткань. На тот момент это была джерси — основовязаное трикотажное полотно из шерстяного, хлопчатобумажного, шелкового или синтетического волокна. До Первой мировой войны тонкий трикотаж использовался только для мужского нижнего белья. Но Коко объявила свою войну сковывающей и неудобной моде:
«С самого начала Коко сумела оценить разнообразие возможностей, предлагаемых трикотажем. В 1916 году Родье, изобретательный французский текстильный фабрикант, передал ей исключительные права на покупку джерси, новой ткани машинного производства <...>. Вдохновленная свободой спортивной одежды, Коко создала коллекцию дневной одежды, простой и комфортной. В нее вошли лаконичные платья-футляры и комплекты одежды из трех предметов с юбкой, пуловером и кардиганом. Именно так хотели одеваться женщины, когда возвращались домой после официальных мероприятий и могли, наконец, расслабиться в комфорте после нескольких часов ношения жесткого корсета».
«Коко Шанель. Женщина, совершившая революцию в моде»
Сегодня стиль Коко Шанель мы воспринимаем как исключительно женственный и нежный. Люди, жившие в начале прошлого века, смотрели на него совсем иначе. Шанель не только использовала ткань для мужского белья или бриджи грума, она рано поняла, что наступает новая эпоха, когда женщина будет более свободной, более независимой, а значит, и более легкой на подъем. Бесконечные корсеты, рюши, оборки и многослойность, которыми славилась дамская мода, не подходили для такого образа жизни. И наоборот, мужская мода полностью соответствовала всем требованиям современных леди. Что делать? Переделывать под себя весь мужской гардероб!
Модные идеи Коко Шанель — это гимн андрогинности:
«Хотя это может показаться нереальным, но на наше представление об элегантности до сих пор влияют романтические отношения, которым уже больше века. Когда Шанель заглядывала в гардеробы своих любовников, очарование ее врожденного французского вкуса соединялось с ее захватывающими идеями и обогащало стиль Шанель элементами, которым суждено было стать легендарными. Ее первая любовь Бой Кейпел открыл для нее красоту простоты, вдохновил на создание удобных нарядов из джерси в спортивном стиле, в которых было ее будущее. Великий князь Дмитрий, внук Александра II, привил ей более тонкий вкус к роскоши, который она выразила в созданной ею бижутерии. Герцог Вестминстерский влюбил ее в грубую текстуру твида, который она превратила в мягкие женственные жакеты».
«Коко Шанель. Женщина, совершившая революцию в моде»
Больше интересных фактов о жизни легендарной кутюрье вы найдете в книге «Коко Шанель. Женщина, совершившая революцию в моде», на которую мы дарим скидку 20% по промокоду ЖУРНАЛ.