Что купить на ярмарке non/fiction № 20
Ранее мы уже писали о наиболее примечательных зарубежных книгах, которые будут представлены на грядущей ярмарке non/fiction № 20. Теперь пришел черед российских авторов. Их произведения отличаются друг от друга жанрово, стилистически и тематически, но каждое из них заслуживает пристального внимания.
Проза Виктора Пелевина — это удивительный сплав философских и религиозных течений, поданный через троллинг над типичными представителями современности. В этом, уже шестнадцатом по счету, романе писателя главный герой — пресыщенный всем бизнесмен Федя, который решает испробовать на себе новый стартап, предлагающий счастье на любой вкус. Если вы раньше не осиливали тексты Пелевина из-за их хитрых подтекстов, буддистских и постмодернистских вертепов, то эта книга не заставит вас сильно напрягаться. Как пишет Галина Юзефович, «„Тайные виды на гору Фудзи“ — откровенная духовная проповедь, уравновешенная не по-пелевински простым сюжетом и однозначной моралью».
Новый сборник рассказов Андрея Волоса, лауреата премии «Русский Букер» и финалиста «Большой книги», поражает своей изысканной простотой и трогательностью с первого же абзаца, искусно отражая всю диалектику жизни: «Шумела весна, стояла теплынь, солнце светило с яркого неба, а у нашего Мурзика была чумка, и он умирал». Рассказы писателя всегда в меру трагичны и лиричны, но главное место в них занимает внимание к деталям повседневности и безусловная вера в счастливый исход любых жизненных перипетий.
В одном из своих интервью Александр Мелихов признавался, что живет литературой. И это не просто слова, а утверждение, которое писатель как никто другой может проиллюстрировать. Поэтому его новая книга — практически гимн прозе. «Под щитом красоты» справедливо входит в серию «Филологический нон-фикшн»: о фикшене рассуждает профессионал, и его тезис бескомпромиссен — без художественной литературы цивилизация просто не выживет.
Михаил Сегал, один из известнейших российских режиссеров, покорил и литературный мир, став оригинальным автором с запоминающимся стилем. Его сборник малой прозы «Почерк» — лишнее тому доказательство. Рассказы из этой книги лишены пустого многословия и стремятся к простоте и ясности изложения, к «картинке» и глубокому сюжету, в котором остроумие играет далеко не последнюю роль.
Это произведение мы не вправе назвать романом: в нем от первого лица описывается жизнь реально существующего человека — Георгия Гынжу, одного из приемных детей писательницы Дианы Машковой. Здесь нет места выдуманным историям и страшилкам — задача книги не показать в очередной раз ужасы детских домов и судеб их выпускников, а, напротив, сблизить читателя с детдомовцами, сократить дистанцию и устранить страх, порожденный непониманием, домыслами и стереотипами.
Гении прекрасны во всем, кроме одного: они часто становятся мифологизированными фигурами и перестают быть «живыми» в нашем восприятии, превращаясь в символ эпохи, направления и т. п. Но это поправимо, если за дело берется талантливый медиум, прокладывающий мост между гением прошлого и нами, простыми (или не очень) смертными из XXI века. Именно такую работу проделывает писательница и журналистка Елена Селестин, рассказывая о подлинной жизни Пабло Пикассо в своем захватывающем романе.
Юлия Яковлева — тот автор, благодаря которому жанр детектива не просто не исчезнет, но и перестанет считаться «низким» и «развлекательным». Писательница трансформирует его, вводя новые условия и правила, и в итоге получается что-то невообразимое. Убийство актрисы в романе «Небо в алмазах» происходит на фоне становления пока еще многообещающего государства — Советского Союза. Но у левиафана, славословящего себя в пропаганде и искусстве, могут быть неприятные тайны, и гибель артистки — лишь одна из них.
В книге «Кристалл Авроры» главная героиня Нэла Гербольд сталкивается с кризисом среднего возраста, оказываясь в одиночестве и растерянности и пытаясь наладить отношения с бывшим мужем. Но самое интересное начинается, когда Нэла обращается к своей родословной и обнаруживает сильную внутреннюю связь с прадедом — известным архитектором 1930-х годов Леонидом Гербольдом.
Ольга Столповская, как и Михаил Сегал, фигура известная и в литературе, и в кино — она сняла четыре фильма по собственным сценариям. Название ее новой книги такое же провокационное, как и содержание: главное место отводится разговору о свободе современной женщины и о смелости быть собой. Столповская обладает сильным художественным даром, так что эмоции разной степени тяжести читателю гарантированы. И, конечно же, к атаке мыслей и рассуждений на самые волнующие темы тоже нужно быть готовым.
С 28 ноября по 2 декабря 2018 года в Москве в Центральном Доме Художника будет проходить международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction № 20. На ней вы сможете приобрести книги, представленные в этой подборке. Программу мероприятий издательства «Эксмо» вы можете посмотреть здесь.