9 июля, 2017

Анна Радклиф о добродетели и чести

10 необычных цитат основоположницы готического романа

Карьера Анны Радклиф была яркой и короткой. Все свои произведения она написала за семь лет, после чего навсегда оставила творчество. Основной причиной такого поступка принято считать застенчивость писательницы: известность пугала женщину и нарушала ее душевный покой. Однако сразу после исчезновения Радклиф с литературной арены пошли слухи о том, что, придумывая своих персонажей и ужасы, которые с ними происходят, она просто сошла с ума. При ее жизни никаких официальных опровержений подобным догадкам не было.

Как бы там ни было, романы Анны Радклиф имели грандиозный успех у широкой публики и серьезно повлияли на развитие европейской литературы. Отголоски ее произведений можно увидеть в творчестве маркиза де Сада, Эдгара Аллана По и Вальтера Скотта. И речь идет не только о художественной прозе, но и о травелоге, который Радклиф написала после путешествия по Европе.

Что касается самих романов Радклиф, то в них встречается не только мрак и мистика, но и сентиментальность. Убедитесь сами!

Способность черпать утешение в созерцании дивных картин природы, которых ни бедность, ни притеснение не могут отнять у нас, составляет особое благо невинных душ. («Тайны Удольфского замка»)

Дой Бог, чтобы эта повесть принесла долю пользы, показав читателю, что хоть люди порочные иногда могут доставить огорчение добрым, но власть их непрочна, мимолетна и наказание неминуемо и что невинность хотя бы и терпела угнетение от несправедливости, но в конце концов всегда восторжесвует над несчастием! («Тайны Удольфского замка»)

Зверь не убивает зверя беспричинно и преднамеренно, но это делает человек, гордящийся своим разумом и чувством справедливости. («Итальянец»)

Горячему сердцу трудно находить холодные слова. («Итальянец»)

Сильные должны знать правду, какой бы горькой она ни была, лишь слабые нуждаются в снисхождении. («Итальянец»)

Труд — самое действительное лекарство против горя. («Тайны Удольфского замка»)

Кто одарен от природы тонкой чувствительностью, тот должен с раннего возраста учиться понимать, что это опасное качество; оно склонно преувеличивать и горе, и радость. («Тайны Удольфского замка»)

Что значит богатство... знатность... даже телесное здоровье сравнительно с благом чистой совести, этого здоровья душевного? Что значат все страдания бедности, разочарования, отчаяния сравнительно с муками совести! О, как давно мне незнакома эта роскошь — душевный мир! («Тайны Удольфского замка»)

Чрезмерное, лихорадочное оживление, обыкновенно царящее в небольшом свете, зависит отчасти от черствости и безучастности людей к страданиям ближних, отчасти же от желания их выставить напоказ свое благосостояние, в убеждении, что это должно возбудить к ним зависть и привлечь поклонение. («Тайны Удольфского замка»)

Страсти — это семена пороков так же, как и семена добродетелей; из них все может вырасти, смотря по тому, как питать их. Горе тем, кто не научился владеть своими страстями! («Тайны Удольфского замка»)


Читайте также