Из всего, что дает мудрость для счастья всей жизни, величайшее — это обретение дружбы
Многие думают, что «эпикурейство» — учение о вседозволенности. Но не все так просто, и отнюдь не об этом говорил автор одной из самых знаменитых философских концепций Античности.
Свою теорию Эпикур называл «каноникой», поскольку в ее основе лежит наука о критериях и канонах истины, наиболее верным путем познания которой он считал ощущения. Конечно, счастье и удовольствие были основными «столпами» его идеологии, однако философ, вопреки ошибочным представлениям, призывал отказываться от мимолетных радостей для того, чтобы получить истинные: душевное спокойствие и телесное здоровье.
В круг его интересов входили не только заботы о человеке и его сущности. В представлениях о природе он оказался близок к точке зрения физиков Нового времени. Именно поэтому его часто называют основоположником эмпирического естествознания.
Эпикур был автором более трехсот работ, однако до нас дошла лишь малая их часть: несколько важных писем к друзьям и сборник афоризмов «Главные мысли».
Предел величины наслаждений есть устранение всякой боли. Где есть наслаждение и пока оно есть, там нет ни боли, ни страдания, ни того и другого вместе. |
Никакое наслаждение само по себе не есть зло; но средства достижения иных наслаждений доставляют куда больше хлопот, чем наслаждений. |
Бесполезно добиваться безопасности меж людей, если сохранять опасения о том, что в небе, под землей и вообще в бесконечности. |
Справедливость не существует сама по себе; это — договор о том, чтобы не причинять и не терпеть вреда, заключенный при общении людей и всегда применительно к тем местам, где он заключается. |
Из всего, что дает мудрость для счастья всей жизни, величайшее — это обретение дружбы. |
Желания бывают: одни — естественные и необходимые; другие — естественные, но не необходимые; третьи — не естественные и не необходимые, а порождаемые праздными мнениями. |
Естественное право есть договор о пользе, цель которого не причинять и не терпеть вреда. |
Случай мало имеет отношения к мудрому: все самое большое и главное устроил для него разум, как устраивает и будет устраивать во все время его жизни. |
Вера в бессмертие родилась из жажды ненасытных людей, безрассудно пользующихся временем, которое природа отпустила им. Мудрый найдёт это время достаточным, чтобы обойти весь круг достижимых наслаждений, и когда наступит пора смерти — насыщенному отойти от стола, освобождая место другим гостям. Для мудрого достаточно одной человеческой жизни, а глупый не будет знать, что ему делать с вечностью. |
Богатство, требуемое природой, ограниченно и легко достижимо; а богатство, требуемое праздными мнениями, простирается до бесконечности. |
Необходимость есть бедствие, но нет никакой необходимости жить с необходимостью. |
Самое страшное из зол — смерть — не имеет к нам никакого отношения, так как, пока мы существуем, смерть еще отсутствует; когда же она приходит, мы уже не существуем. |
Кто праведен, в том меньше всего тревоги, кто неправеден, тот полон самой великой тревоги. |
Кто знает пределы жизни, тот знает, как легко избыть боль от недостатка, сделав этим жизнь совершенною; поэтому он вовсе не нуждается в действиях, влекущих за собою борьбу. |
Нельзя жить сладко, не живя разумно, хорошо и праведно; и нельзя жить разумно, хорошо и праведно, не живя сладко. У кого чего-нибудь недостает, чтобы жить разумно, хорошо и праведно, тот не может жить сладко. |