Рассказываем о необычном жанре
В издательстве «Бомбора» вышел артбук «DARK ART. Антология российского темного искусства» — издание, способное погрузить зрителя «в глубины первородного страха». Это уникальный сборник артов отечественных художников, работающих в данном жанре. Под одной обложкой собрались аж 18 авторов.
Что это за вид искусства, может ли он навредить психике и с чего начать знакомство с направлением, рассказываем в нашем материале.
Если коротко, то это жанр, который делится на множество направлений. Например, dark fantasy, dark surrealism, horror&macabre. Подобно хоррорам в кино и литературе, Dark Art в живописи и цифровой графике использует пугающие образы для создания изображений. Художники работают с оккультными мотивами, фольклором, включают в свои произведения эстетику декаданса и не в последнюю очередь эксплуатируют наши повседневные страхи.
«Дарк-арт — это, пожалуй, одно из недооцененных художественных направлений. Темное искусство завораживает и вызывает самые искренние эмоции: от легкого отвращения до липкого ужаса. Огромное количество поджанров включает в себя отдельные эстетические направления (например, био-хоррор, боди-хоррор, монстр-хоррор и т. д.), каждому из которых присущ свой характерный сеттинг».
Диана Левандовская, редактор-составитель книги
По словам Дианы, в отличие от более привычных направлений визуального искусства, которые нацелены на созерцание и эстетическое удовольствие, ужасы способны оставить ощутимое впечатление. Страх — очень сильная эмоция, которая надолго остается в сознании. Именно поэтому мы десятилетиями помним, как выглядела заставка телекомпании «ВИД» или робот-заяц из мультфильма «Ну, погоди!»
«Исходя из этого можно смело говорить о том, что ужасы — не всегда про кровь и чудовищ, иногда пугающую картинку можно создать из милых или обыденных вещей. Именно это и делает жанр ужасов таким многогранным и запоминающимся. Визуальные приемы могут пугать совершенно по-разному. Например, японский мастер ужасов Дзюндзи Ито часто пугает зрителя бытовым хоррором, и это работает. Вы бы могли подумать, что вас способна напугать рыба?»
Диана Левандовская, редактор-составитель книги
По разным причинам. Кого-то просто привлекает эстетика, кто-то стремится найти себя в мире искусства, а кто-то хочет разобраться со своими страхами, визуализировать их и, возможно, отпустить.
«Чтобы испугать зрителя, нужно бояться самому. Также важно уметь находить элементы ужаса во всем, что тебя окружает: от банальной темноты коридора в дверном проеме до едва уловимого чувства тревоги, спонтанно возникшего в случайный момент дня. Прислушиваясь к себе, нетрудно обнаружить, что пугающих образов вокруг более чем достаточно. Порой кажется, их так много, что можно тронуться умом».
Дмитрий Храмцов (Х Р А М), художник
Дмитрий часто работает с фольклорными образами и подчеркивает, что это вовсе не апроприация уже имеющегося концепта, а попытка иначе раскрыть персонажа или идею:
«Суть интерпретации не заключается в присвоении авторского материала. Напротив, она призвана показать его новые грани, не умаляя оригинальности первоисточника. учитывая мою страсть к тотальному искажению и переиначиванию, всем известные образы предстают фактически неузнаваемыми без знания контекста».
Конечно, людям с травмами и психическими расстройствами стоит быть аккуратными при взаимодействии с таким искусством. Но в целом «ужастики» благотворно влияют на психику, и мы уже рассказывали об этом подробно в одном из наших материалов.
Если коротко, они артикулируют подсознательные страхи, а значит, дают зрителям возможность контролировать то, чего те боятся. Зигмунд Фрейд называл такие пугающие впечатления «чувством второго порядка». Также хорроры снижают уровень стресса, который мы испытываем буквально каждый день из-за бытовых проблем. Конечно, страх из-за нехватки денег или общения со строгим начальником и ужас, внушаемый нам шокирующим артом, — это разные чувства. Но именно последний — безопасен, он стимулирует мозговой процесс и помогает избавиться от эмоций.
«Как мне кажется, хоррор действует на психику примерно так же, как смешные картинки. Вот, например, попадаешь в неприятную ситуацию, переживаешь об этом, а потом видишь картинку, которая в комичной форме описывает твое состояние, и становится как-то легче. По такому же принципу работают и ужасы».
Диана Левандовская, редактор составитель книги
Личный опыт, по мнению Дианы, это лучший фундамент для ужаса. Как правило, сильнее всего нас пугает что-то непонятное, а визуализация деструктивной эмоции помогает осознать ее и пережить.
«Дима Храмцов мастерски иллюстрирует самые разные чувства и эмоции, которые порой не получается объяснить словами. Его работы „Останься“ и „Ненависть“ очень точно передают суть своих названий».
Диана Левандовская, редактор-составитель книги
Не всегда на произведения искусства стоит смотреть через призму «что хотел сказать автор?» Попробуйте творить произведение вместе с создателем, по-своему интерпретируя уже готовые образы. Поверьте, при таком подходе любое искусство станет ближе и доступнее. При этом некоторые художники все-таки готовы рассказать зрителям о том, что они вложили в созданное ими изображение. Так Goshmar дает своим картинам вполне подробное объяснение.
С помощью нашего иллюстрированного издания, в которое вошли работы 18 художников жанра Dark Art. Здесь вы встретите и «живописный жуткий скетч» от Goshmar, и монохромный ужас Дмитрия Храмцова, и метаморфозы героев русских сказок от Нины Woronyonok и Mazha Canary, и липкое безумие в работах художника-самоучки Громова, и еще много чего жуткого и притягательного.
«Это издание уникально тем, что ничего похожего на российском рынке еще не было. Я — большая поклонница индустрии ужасов и всегда мечтала внести СВОЙ вклад в эту культуру. И, кажется, у меня это получилось. Я понимаю, что темное искусство зачастую многих отталкивает, но хочу показать читателям, что и в этом направлении есть очень много талантливых мастеров. Многие популярны на Западе, а один из участников — Дэн Зозуля — и вовсе иллюстрировал обложки музыкальных альбомов Тилля Линдеманна и его российские издания стихотворений. Этот артбук — результат очень большой любви. Моей любви к ужасам и любви художников к созданию прекрасного».
Диана Левандовская, редактор-составитель книги
На издание «DARK ART. Антология российского темного искусства» действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.