Рассказываем, как книги Мосян Тунсю, Прист и других авторов знакомят весь мир с культурой Поднебесной
Китайские новеллы — тренд, который набирает обороты на российском книжном рынке. «Благословение небожителей» Мосян Тунсю стало одной из самых продаваемых книг 2022 года. Стартовый тираж четвертого тома новеллы — 120 тысяч экземпляров. А читатели тем временем с нетерпением ждут официальных релизов «Системы „Спаси-себя-сам“ для главного злодея» Тунсю и «Лю Яо: Возрождение клана Фуяо» Прист.
Если говорить об остальном мире, то за пределами Китая местные веб-новеллы читают более 145 миллионов человек. В чем феномен этих историй и откуда берут свои корни «Благословение небожителей», «Восхождение фениксов» и другие хиты, разбираем в нашем материале.
В классической литературе новелла — произведение, которое по размеру ближе к рассказу или повести. В случае с популярной китайской литературой объем часто исчисляется не страницами, а томами. То есть это полноценные романы. Почему же тогда в русском языке их называют новеллами, в то время как «Большую грудь, широкий зад» Мо Яня и «Задачу трех тел» Лю Цысиня — романами?
По одной из версий, это все трудности любительского перевода. Китайские новеллы появились на русском языке благодаря фанатам-энтузиастам, которые переводили романы не только с оригинала, но и с английского языка, где роман обозначается словом novel.
В результате получилось так, что теперь под термином «китайская новелла» подразумевают не маленькое по объему, а именно легкое для восприятия произведение с большим количеством сюжетных поворотов. Более того, часто так обозначаются именно веб-новеллы, которые сначала стали хитами в сети, а потом уже вышли на бумаге.
Популярные книги в жанрах уся и сянься являются прямыми наследниками китайских классических произведений, которые создавались сотни лет назад. Корни некоторых из них и вовсе уходят в первое тысячелетие нашей эры. В отличие от философских трактатов, в их основе — разговорная речь, а не классический литературный язык, поскольку предназначались они для самой широкой аудитории. Среди них — «Речные заводи», первый в истории роман в жанре уся о приключениях благородного разбойника Сун Цзяна и его единомышленников, написанный в XV веке, а также авантюрно-фантастическое «Путешествие на Запад», созданное в XVI столетии.
Из классических китайских романов в современные перекочевали и сюжеты. Они часто вдохновлены философией даосизма, реальными дворцовыми интригами и историческими событиями, а также восточной мифологией. Их герои — бесстрашные воины, люди, вступившие на путь самосовершенствования, решительные принцессы, императоры, боги и монахи в поисках реликвий. Но хотя самые яркие истории развиваются в сеттинге средневекового Китая, местом действия современных новелл может быть и настоящее, и будущее, и альтернативные миры.
Один из любимых сюжетов у читателей и авторов — попадание героя в мир художественного произведения или игры, где он должен выживать, выбирая верные поступки и слова. По такой игровой механике построен дебютный роман Мосян Тунсю «Система „Спаси-себя-сам“ для главного злодея», который изначально задумывался как пародия на популярный жанр гаремника, где главного героя или героиню окружают сразу несколько потенциальных возлюбленных. Все они с разными характерами, но непременно борются за его или ее внимание.
Поскольку изначально большинство новелл выходили по главам на веб-платформах, задачей авторов было удержать внимание аудитории. Так что практически в конце каждой главы есть маленький крючок, который заставляет продолжать чтение. Благодаря такой структуре популярные новеллы впоследствии легко адаптируются в графические романы маньхуа или дорамы.
Лаконичность описаний вовсе не означает скудости языка. Китайский очень метафоричен, и это свойство сохраняется даже в литературе, ориентированной на подростковую и молодежную аудиторию.
Еще одна особенность, которую оценили зарубежные читатели, — непредсказуемость поступков героев. Ведь они действуют исходя из китайских норм морали, которые сильно отличаются от западных представлений о том, что правильно и неправильно.
«Помимо того, что эти истории изначально пронизаны экзотической (для европейцев) китайской культурой и мифологией, они и работают по другой системе повествования, не схожей с западной литературой. Прелесть, масштаб и глубина этих произведений, как правило, полностью раскрываются лишь к концу, и тогда всё хочется прочитать заново. Китайские новеллы — необычайно искусная ловушка, скажу я вам.
Все не то, чем кажется изначально. Не про даосских заклинателей и сильнейших мира сего, а про сломленного и важного тебя самого, не про „милую булочку Се Ляня“, а про абсолютную несгибаемость, не про краш, флафф и романтик, а про единственно возможные в своей безусловности высокие чувства между людьми», — рассказывает блогер и автор зажигательных и ярких видео об аниме, манге и китайских новеллах Саша Кулич.
Даже если вы прочитали большое количество азиатского фэнтези, написанного американскими и российскими авторами, китайские писатели точно вас удивят.
Популярность китайских новелл — тот случай, когда в одном месте сошлось сразу несколько факторов. Во-первых, это новизна и оригинальность, загадочные и привлекательные герои.
«Китайцы огромное значение придают эстетике. В сеттинге, где они чаще всего разворачивают свои истории, всегда есть свое тонкое очарование — бумажные фонарики, взмывающие в небеса, бамбуковые рощи, веера, чайные церемонии, летящие шелковые одеяния... Их персонажи красивые и утонченные, их герои-мужчины скорее изящны, чем брутальны, но при этом сильны и смертельно опасны. Думаю, читателей в первую очередь привлекают чарующие декорации, в которых разворачиваются захватывающие истории, и прекрасные мужчины, которые становятся героями этих историй», — говорит ведущий редактор отдела фантастики Евгения Сафонова.
Во-вторых, сарафанное радио вместе с грамотной рекламной кампанией привлекают аудиторию. Российские читатели начали открывать для себя китайские новеллы почти десять лет назад, и вокруг них сформировалась крепкая фан-база. Но именно в прошлом году о них узнало все читательское сообщество.
«2022 год в российской книжной индустрии можно было смело называть годом Мосян Тунсю. Воздавая тысячу реверансов в сторону ее писательских талантов, искренне считаю, что широкой популярностью в России, китайские новеллы обязаны в том числе и грамотной рекламной кампании издательства „Комильфо“, которое своей обширностью заставило обратить свои взоры на роман людей, ранее далеких от мира китайского фэнтези (таких, как я, например).
Те же Истари, выпустившие в 2019 второй роман Тунсю „Магистр Дьявольского Культа“, охватили в подавляющем большинстве уже организовавшуюся ранее фанбазу. „Комильфо“ же, благодаря маркетингу и запоминающемуся своей красотой изданию (куда без этого?), открыли мир китайских новелл новым читателям. Порой настолько далеким от подобного рода литературы, что приходили они с целым вагоном предубеждений: странный сеттинг, сложный слог, пугающие имена. А в итоге очаровывались миром мистических детективов, политических интриг, невероятных приключений, пронизанных философскими смыслами, и смело записывали себя в поклонники этой литературы», — говорит Саша Кулич.
Самое главное, что внутри жанра китайской новеллы существует большое количество разных направлений и тем. А значит, каждый читатель найдет что-то себе по душе.
«Я отдаю предпочтение смелым тайтлам и жанрам, где автор руководствуется многогранностью жизни и не вводит ограничений, табу и запретных тем: не судите, да не судимы будете. К ним же причисляю все эти стеклозаводы с добротной порцией боли; ангст, смерти, расставания, скорбь и все, что составляет темную, но очень важную сторону нашего бытия. Ничего не могу с собой поделать — люблю, когда все плохо, и нравится мне ронять слезы над судьбой персонажа. Это вкусно, это я ем!», — делится Саша Кулич.
Если вбить в строку поиска «китайская новелла», вам откроется огромный мир. В нем, правда, сначала надо будет сориентироваться, зато вы сможете найти произведение, которое зацепит именно вас. Можно же пойти по другому пути — и познакомиться с жанром, прочитав один из бестселлеров.
Благословение небожителей. Мосян Тунсю
Се Лянь, наследный принц государства Сяньлэ, был настолько прекрасен как внешне, так и внутренне, что впервые вознесся на небеса в возрасте семнадцати лет.
Ему прочили большое будущее, но в результате Се Лянь был дважды изгнан на землю. Его прозвали мусорным богом, а сам он на протяжении 800 лет скитался по миру, пока внезапно вновь не оказался в Небесных чертогах. Получив свое первое задание в роли Божества, он сталкивается с таинственным и невероятно могущественным демоном.
Восхождение фениксов. Тянься Гуйюань
Много лет назад правящая династия была свергнута и полностью уничтожена. Такая судьба может постигнуть и нового императора, наследники которого без конца плетут интриги друг против друга.
В них оказывается втянутой талантливая девушка Фэн Чживэй, племянница генерала, изгнанная по ложному обвинению из своего дома. И ее путь постоянно пересекается с коварным и прекрасными принцем Нин И.
Цзюнь Цзюлин. Си Син
Цзюнь Чжэньчжэнь пережила серьезное унижение. Семья обворожительного господина Нина, за которого она собиралась замуж, расторгла брачный контракт.
Разъяренная Чжэньчжэнь сделала вид, что готова покончить с собой. И хотя попытка не удалась, именно в этот момент в тело девушки вселился дух покойной принцессы, которая вернулась в этот мир, чтобы отомстить.
Система «Спаси-себя-сам» для главного злодея. Мосян Тунсю
Поклонник популярной веб-новеллы под названием «Путь гордого бессмертного демона» оказался так недоволен ее финалом, что... умер.
После чего возродился внутри любимой истории в качестве главного злодея Шэнь Цинцю, который по сюжету сделал все, чтобы превратить благородного юношу в воплощение тьмы, и в результате погиб от его рук. Герою придется переписать сюжет и восстановить отношения с учеником, чтобы уцелеть.
Лю Яо: Возрождение клана Фуяо. Прист
Чэн Цяню было восемь лет, когда родители продали его бродячему заклинателю из обнищавшего клана Фуяо.
Повзрослевшему герою предстоит не только постичь дао и обучаться управлению духовной энергией в компании нарцисса-бездельника, недоумка, смутьяна и маленькой девочки, но и погрузиться в тайны прошлого и вернуть клану былое величие. Подробности об официальном релизе этой новеллы Прист можно прочитать в нашей статье.
На книги из нашей статьи действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.